3253

Закупи и отравись

Почти полтонны дезинфицирующего средства, поставленного в городской кардиоцентр Алматы, оказались опасным контрафактом

Закупи и отравись
Фальшивка слева, оригинал справа.

Этот кожный антисептик (название его упоминать не станем из соображений заботы о марке) производится в Костанайской области. Его качество подтверждено знаком республиканского конкурса “Лучший товар Казахстана”. Состав дезсредства считается оригинальным изобретением, что подтверждено патентом. Это, в свою очередь, гарантирует действенность и безопасность препарата.

А теперь представьте: вместо патентированного антисептика больница, в которой проводятся сложнейшие операции, которая жить не может без санитарных дезинфекционных процедур, получает 450 литров того, что в народе называют “бутор”. Да еще какой! Оказалось, что в этой мешанине содержится опаснейший яд - метанол.

Беды удалось избежать только благодаря опытности и профессионализму врачей. Они сразу заметили, что пластиковые бутылки со средством немного отличаются от привычных: их размер чуть больше в сравнении с оригиналом, а установленная в них помпа иной конструкции. Другими были и тона оформления этикетки, и содержимое емкости сразу же давало повод для настороженности. Врачи знают: дезсредство, которым они привыкли пользоваться, гелеобразной консистенции. А поступивший в больницу антисептик оказался жидкостью. Само собой, и запах подделка издавала не тот, что надо.

Подозревая неладное, администрация Алматинского кардиоцентра обратилась к костанайскому производителю с вопросами: то ли это средство? не случилась ли замена рецептуры?

- Мы сразу же отправили в Алматы своего представителя, - рассказывает директор завода Алия КАЙРАКБАЕВА. - Он понял: это не наш товар, мы его не выпускали. И заявил о необходимости проведения срочной экспертизы.

Исследование выявило содержание метанола в контрафактном товаре. Для справки: метанол - опаснейший яд, который проникает в организм, приводя к непоправимым последствиям, не только через кожу, но и при вдыхании. И это уже ЧП похлеще изготовления банальной подделки! Между тем на этикетках фальшивых пластиковых пузырей был скопирован и знак “Лучший товар Казахстана”…

Кроме того, оказалось, что поддельный антисептик не содержит в своем составе никаких антимикробных компонентов. Он, как установила экспертиза, абсолютно инертен к любого рода микроорганизмам. То есть при использовании липового препарата риск заражения путем переноса инфекций пациентам больницы при проведении любых медицинских манипуляций (что говорить об операциях!) был бы стопроцентным.

- Мы обратились с письмами к генеральному прокурору и в прочие инстанции с сообщением о том, что на рынке появилось опасное для здоровья и жизни людей средство, использующее нашу марку, - говорит Кайракбаева. - Мы знаем, что назначено досудебное расследование. Как оно движется и какие делает выводы, нам пока не известно. Никого из нашей компании еще не опросили, хотя я знаю, что следователь назначен.

Известно, что контрафакт в кардиоцентр был поставлен в результате проведения конкурса о госзакупках. По его результатам был заключен договор №210099 от 6 февраля. Поставщик - индивидуальный предприниматель из Алматы. По мнению Кайракбаевой, победитель конкурса, скорее всего, приобрел поддельный товар у подпольного производителя антисептиков.

- Я помню, что представитель поставщика обращался в нашу компанию с просьбой продать препарат, - рассказывает директор завода-изготовителя. - Но цена, по которой он хотел купить у нас партию дез­средства, была ниже себестоимости. И тогда он нашел другой способ исполнить заключенный договор о госзакупках. Думал ли он о том, что дешевле бывает только подделка, не знаю.

Никто, по большому счету, не следит за тем, как, кто и где производит нынче дезинфицирующие средства. Спросом они пользовались всегда, а на фоне проблем с коронавирусом потребность в таких препаратах возросла в разы. Неужели никто из ответственных лиц не видит и не знает, что на рынок постоянно вбрасываются антисептики, изготовленные “на малой Арнаутской улице”? Конечно, все всё знают. Но почему молчат? Хуже того - бездействуют?

Узнав о ситуации в кардиоцентре, Минздрав сделал рассылку по медицинским учреждениям страны, в которой предупредил об опасном контрафакте. Но информрассылка не решение проблемы. Смотреть надо в корень. Дело в системном сбое, потому что закон о госзакупках сегодня позволяет любому предпринимателю заниматься чем угодно. Даже тем, чем он сроду не занимался, а значит, ничего не может гарантировать - ни качества, ни количества, ни безопасности, и чтобы выиграть вожделенный конкурс, он отчаянно демпингует. Вот и получается, что антисептик государству поставляют те, кто обычно фасует гречку. Книги - торговцы углем. В изготовление полиграфической продукции любой сложности лезут продавцы обоев и мелкие грузоперевозчики!.. Это все не примеры с потолка, а реальные факты. За каждым из них - скандалы и проблемы. Что же в результате? Что получает государство за свои деньги?

Одним из самых узких мест в проблеме госзакупок надо считать и соблюдение авторских прав. Напомним, что нелегальные изготовители дезсредства, попавшего в Алматинский кардиоцентр, скопировали этикетку товара - пусть не один в один, пусть цвета не совпали, но скопировали же. Для чего? А чтобы отвести глаза, чтобы использовать чужое честное имя и прикрыть свое беззаконие. Да, в стране действуют законы об интеллектуальной собственности, есть механизмы противодействия нелегальным товарам, но… Зачем доводить до крайности? Почему еще на подходе к конкурсам госзакупок не поставить заслон недобросовестным предпринимателям (а в случае с историей, рассказанной в этой статье, преступникам)?

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлено Алией Кайракбаевой, Костанай

Поделиться
Класснуть