Сделка без совести
Продажу квартиры душевнобольного карагандинца проверяют на законность
Страдающий психическим расстройством Николай ЛУТЦЕВ прошлой осенью стал героем детективного злоключения. Он таинственным образом исчез из своей квартиры, расположенной в центре города. Жилье было быстро продано, а следом и перепродано. Пропавшего Лутцева благодаря вмешательству газеты “Время” полицейские отыскали в столице, куда его вывез случайный знакомый. Хорошо, что живым, правда, его тут же госпитализировали в психдиспансер. С тех пор началась затяжная битва за возврат прежнему хозяину уплывшей в чужие руки “двушки”.
Как мы уже рассказывали, Лутцев состоял на учете у психиатра с 1993 года. Из-за серьезного ментального расстройства ему присвоили II группу инвалидности. В квартире на улице Ермекова Николай проживал вместе с мамой, которая ухаживала за ним. В 2012 году незадолго до смерти женщина оформила дарственную на сына. В течение последующих семи лет он обитал там один. Вел себя тихо, соседей не беспокоил, гостей в дом не водил. Родственники проведывали Лутцева лишь изредка, поэтому не сразу узнали о его загадочном исчезновении и о том, что ему предшествовало. Для них стало настоящим сюрпризом, когда во время очередного визита к Николаю в конце октября прошлого года дверь его квартиры открыли… незнакомые пенсионеры.
Родные выяснили, что Лутцева новые жильцы в глаза не видели, они купили жилье еще в августе у других людей. Потянув за эту ниточку, родственники узнали, что за месяц до того Николай побывал у нотариуса и оформил с гражданкой Забирой МАКИШЕВОЙ договор купли-продажи своей “двушки”. Она-то весьма поспешно и перепродала квартиру пенсионерам. Но в действительности рулил событиями ее супруг Кусаин МАКИШЕВ. Именно он случайно познакомился с Лутцевым в парке и после распития спиртных напитков, как вспоминал Николай, напросился к нему в гости.
По всей вероятности, Макишев легко понял, с кем имеет дело. Разве здравомыслящий человек согласится продать первому встречному свое единственное жилье в обмен на призрачные обещания покупки нового? Притом какой-то определенности в выборе локации не было. Со слов Лутцева, Кусаин предлагал ему поехать в любой город или взять дом в поселке Анар и разводить лошадей.
В реальности же Макишев вывез Николая на съемную квартиру в Темиртау. А когда родственники стали искать Лутцева, перевез его в Нур-Султан. И только после того, как мы предали эту историю огласке из опасений за жизнь инвалида, его вернули в Караганду. Здесь мужчину сразу же закрыли на лечение в психоневрологическом диспансере. Полиция между тем завела досудебное расследование по факту возможного мошенничества.
В ходе проведенных правоохранителями из Михайловского ОП следственных действий супруги Макишевы признали, что не отдали Николаю деньги за проданную квартиру. А судебно-психиатрическая экспертиза №39-29-1/3 установила, что “… в период происшествия Лутцев не мог правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, не мог понимать смысл совершаемых действий…”.
Казалось бы, что и требовалось доказать! Однако даже при таких очевидных обстоятельствах стражи порядка не нашли состава правонарушения в поступке Макишевых и прекратили расследование! Прокуратура Казыбекбийского района согласилась с выводами сыщиков и порекомендовала родственникам Лутцева официально признать его недееспособным.
В минувшем мае Казыбекбийский райсуд №2 вынес соответствующее решение. И с этого момента родные получили право в качестве опекунов представлять интересы Николая. Раз уж не получилось привлечь к ответственности его обидчиков в уголовном порядке, то пробуют теперь добиться справедливости через гражданско-правовое поле.
Они подали на Макишевых и новых владельцев “двушки” иск в суд с требованиями признать два договора купли-продажи квартиры недействительными и вернуть стороны в первоначальное положение. Еще просят возместить 10 миллионов тенге в качестве морального вреда, а также компенсировать расходы на аренду жилья, где после лечения временно обитает Николай - без малого 300 тысяч тенге.
К слову, иска могло бы и не случиться, если бы Кусаин купил Лутцеву другую квартиру, как он во время досудебного расследования обещал его родным. Но, видимо, закрытое полицейскими уголовное дело вдохновило Макишева настолько, что он позабыл о возможности мирного урегулирования проблемы.
О муках совести тоже говорить не приходится, потому что сейчас в суде он категорически не соглашается с доводами оппонентов. В своем отзыве его представитель отметил, что при оформлении сделки в дееспособности Николая удостоверилась… нотариус. Можно подумать, она обладает знаниями в психиатрии!
Еще представитель ссылается на пункт договора, в котором указано, что оплата за жилье была произведена полностью. И отмечает, что в этой бумаге стоит подпись Лутцева. А эксперты, напомним, признали Николая невменяемым, поэтому подписать он мог что угодно. Но сторона Макишевых потребовала исключить копию полученного из уголовного дела документа из доказательств. Потому что, мол, ранее речь шла об обстоятельствах совершения предполагаемого правонарушения, а не об обстоятельствах недействительности сделки. Моральный вред и материальные расходы истца Макишев возмещать тоже не желает.
Новые жильцы, которым супруга Кусаина перепродала квартиру, также не признают исковые требования, поскольку считают себя добросовестными приобретателями. Их позиция понятна, потому что в случае, если Фемида вернет всех в первоначальное положение, им придется выселяться и самим выбивать с Макишевых уплаченные за жилье деньги через суд.
Между тем судья Казыбекбийского райсуда №2 Азамат ДУГАРОВ решил ненадолго приостановить разбирательства. На прошлой неделе он вынес постановление о проведении еще одной судебно-психиатрической экспертизы. На этот раз по согласованию со всеми сторонами в ней ставится главный вопрос: осознавал ли Лутцев, что творил не в период упомянутого в рамках уголовного дела происшествия, а именно в момент совершения сделки купли-продажи?
От выводов экспертов, похоже, будет зависеть результат слушаний. Примерно через месяц станет известно, встретит инвалид Николай Лутцев Новый год в своей квартире или же продолжит скитаться по съемным углам из-за случайного знакомого.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда
Ссылки по теме:
“Требуется помощь!”, см. “Время” от 31.10.19 г.
“Пропавшего карагандинского инвалида нашли в Нур-Султане”, см. “Время” от 1.11.2019 г.