Пропавшего карагандинского инвалида нашли в Нур-Султане
Прошла ровно неделя с тех пор, как родственники 44-летнего Николая ЛУТЦЕВА заявили об его исчезновении в полицию. Стражи порядка, как выяснилось, довольно быстро установили, где и с кем находился карагандинец. Однако организовать его доставку в родной город смогли только в эту пятницу. А до этого лишь делились видеозаписью, где Николай «в здравом уме и памяти» просил обеспокоенных родственников оставить его в покое. Но, судя по тому, что после встречи с родными и журналистами его госпитализировали в психоневрологический диспансер, о логичности поступков мужчины говорить пока рано.
Напомним, Николай Лутцев, состоящий на учете у психиатра с 1993 года и имеющий инвалидность в связи с ментальным расстройством, проживал в двухкомнатной квартире в центре Караганды (cм. "Требуется помощь", time.kz от 31.10.19). Жилье девять лет назад ему купила мама. Она же сама проживала с сыном и ухаживала за ним.
Около шести лет назад мать скончалась, а родственники из-за юридической безграмотности не стали оформлять опеку над Николаем. Лишь периодически приезжали попроведовать, дабы убедиться, что с ним все в порядке. К слову, притязаний на его жилище у них не было, поскольку все они сами обеспечены жильем и работой.
За все это время никаких проблемных ситуаций с Николаем не возникало. Соседи подтверждают: Лутцев вел себя тихо, не пил, не курил и не водил к себе домой сомнительных людей.
Именно соседи и заподозрили что-то неладное, когда узнали о его исчезновении и о том, что квартира выставлена на продажу. Потенциальных покупателей жители дома предупреждали, что с недвижимостью может быть «что-то не чисто».
Тем не менее в минувшем августе в двухкомнатную квартиру заселилась чета пенсионеров. Стоит уточнить, что жилье Лутцев продал некоему Кусаину за четыре миллиона тенге (сам он называет разные суммы - И.М.). А Кусаин перепродал «двушку» уже за 8 миллионов.
Почему же полиция, имея на руках все эти сведения, не слишком торопилась разыскивать пропавшего карагандинца? Загвоздка оказалась в юридических тонкостях – отсутствие у инвалида официальных опекунов и статуса недееспособного.
Признать его без вести пропавшим не могли оттого, что он в ходе поиска выходил на телефонную связь с родственниками и твердил, что они ему чужие люди и чтобы его не искали. Поэтому заявления о странном исчезновении человека несколько дней кочевали по отделам полиции, пока окончательно не поступили в миграционную службу по Октябрьскому району.
Полицейские стали разматывать клубок «по утрате родственных связей» и связались с тем самым человеком по имени Кусаин. От него узнали, что Николай находится с ним рядом. Именно он привез Лутцева из Нур-Султана в Михайловский отдел полиции Караганды. А оттуда полицейские привезли его в областной ДП.
Если
верить Николаю, в столице со своим
приятелем он провел три дня, а до этого
обитал на съемной квартире в Темиртау.
- Почему вы решили продать свою квартиру? – поинтересовался наш корреспондент у Лутцева.
- Познакомились в парке с Кусаином. Пиво попили и решил квартиру продать. По своему желанию. Жил в Темиртау, отдыхал, в гору ходил, речка рядом. Потом в Нур-Султан поехали, по музеям ходил, на «Байтерек» поднимался – город красивый.
- То есть, сейчас вы тратите вырученные от продажи жилья деньги. А когда они закончатся, где жить будете?
- Кусаин сказал, что я могу выбрать квартиру в любом городе. Я, наверное, в Костанай поеду, так люди посоветовали. Кусаин говорил, что могу квартиру в Темиртау поискать или дом в поселке Анар, где можно печку топить и лошадей разводить. А тут эти люди (родные – И.М.) меня ищут. Зачем ищут? Они мне просто чужие.
- А кто вам сказал, что ваши родственники вам чужие?
- Знакомая Дина Александровна сказала и парень по имени Максим: не общайся с ними.
- Где и когда вы разговаривали с этими людьми, кто они?
- Дина Александровна замглавврача по качеству лечения в диспансере. В интернете с ними общаюсь.
- Деньги за квартиру вам отдали?
- Кусаин выдает по чуть-чуть: на еду, на съемное жилье. Говорит, что я могу выбрать себе равнозначную квартиру в любом городе. Но мне сначала надо выписаться со своей квартиры. Она продана, но я там еще прописан. После этого в другом месте можно будет прописаться. В Костанае.
После этого разговора родственники Николая Лутцева вызвали спецбригаду «скорой помощи» и мужчину отвезли в приемный покой Карагандинского психоневрологического диспансера. После осмотра и беседы с Николаем медики решили его госпитализировать.
Стало известно, что в последний раз Лутцев находился у них на лечении в 2017 году. После этого не показывался, хотя по правилам должен был проходить «профилактику» раз в полгода или хотя бы раз в год. Прописанные препараты, разумеется, тоже не принимал.
Родные Николая в ближайшее время намерены через суд признать Николая недееспособным и взять над ним опеку. А так же будут ходатайствовать о том, чтобы судмедэксперты определили, был ли он адекватен при заключении сделки купли-продажи квартиры. Сейчас же они благодарны полицейским за то, что близкий им человек найден живым и невредимым.
- Для нас эта ситуация стала хорошим уроком, - говорит двоюродная сестра инвалида Ольга АНИКИНА. – Возможно, другие люди посмотрят на наш пример и начнут беспокоиться о своих одиноко проживающих родственниках. И смогут их обезопасить. Мы, к сожалению, раньше не задумывались об этих формальностях, потому что все было хорошо. А теперь стали для Николая врагами. Зато он верит чужому человеку, который воспользовался его ментальными слабостями.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда