4417

Жизнь за колючкой

Как обстоят дела в пенитенциарных учреждениях Алматы и Алматинской области?

Жизнь за колючкой

На днях в поселке Заречном высадился десант, состоявший из председателя комитета уголовно-исполнительной системы Жаната ЕШМАГАМБЕТОВА, уполномоченного по правам человека Эльвиры АЗИМОВОЙ, председателя общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Алматы и Алматинской области Ардак ЖАНАБИЛОВОЙ, исполнительного директора общественного фонда “Хартия за права человека” Жемис ТУРМАГАМБЕТОВОЙ и других сотрудников КУИС и правозащитников.

Первым делегация, к которой присоединились и наши корреспонденты, посетила учреж­дение средней безопасности ЛА 155/14, где сегодня содержатся 940 человек. Здесь нам прежде всего показали помещения, выделенные для изоляции больных на случай вспышки COVID-19. Сегодня они пустуют - по словам начальника учреждения Руслана ГАБИБОВА, в колонии не было зарегистрировано ни одного случая заболевания.

Следующая точка на карте колонии - это столовая, где членам делегации показали, чем питаются осужденные. Рацион довольно разнообразный. Например, в тот день на обед были на выбор борщ с мясом, перловка с подливой, огурцы и помидоры, курица, перец, компот и хлеб.

Далее идем в жилую зону. ЛА 155/14 - учреждение с отрядно-барачным типом содержания, где в одном помещении проживают несколько десятков человек. Туалеты и душевые расположены отдельно, что, конечно, чрезвычайно неудобно.

Следующий пункт - промзона. Здесь расположены швейный цех и небольшой мясоперерабатывающий завод “Ер-Тостiк”. Завод вообще гордость учреждения, его продукция пользуется большой популярностью на воле.

На этом наша экскурсия по ЛА 155/14 завершается, и мы перемещаемся в расположенное неподалеку учреждение максимальной безопасности ЛА 155/8. Здесь нам в первую очередь показывают электронный терминал, с помощью которого осужденные могут отправлять жалобы напрямую в прокуратуру, минуя администрацию колонии. Для этого нужно лишь ввести свой ИИН и приложить к сканеру заявление.

Кроме того, здесь, как и в остальных исправительных учреждениях Алматы и Алматинской области, установлен терминал, через который заключенные могут делать покупки в интернет-магазине. При этом терминалы показывают только список разрешенной в конкретном учреждении продукции.

Далее делегация посещает столовую и промзону, где выставлена производимая местным контингентом продукция. Осужденные производят форменную одежду, защитные экраны, сумки, шахматы, шкатулки и другую сувенирную продукцию.

В отряды, где проживают заключенные, мы в этот раз не заходим - все-таки учреждение максимальной безопасности, где более строгие условия содержания.

А вот в следующем учреждении, ЛА 155/12, которое тоже относится к категории максимальной безопасности, у нас такая возможность есть. Здесь ранее содержались бывшие сотрудники правоохранительных органов (так называемая красная зона), которые несколько лет назад были переведены в учреждение в Восточно-Казахстанской области. Колония эта относительно новая, заключенные тут живут не в бараках, а в камерах по 4-6 человек, с собственным санузлом.

Далее участникам делегации показывают столовую и библиотеку, где у Эльвиры Азимовой возникают претензии из-за малого количества юридической литературы. По ее словам, заключенные должны иметь возможность читать кодексы в новейшей редакции. Руководство учреждения обещало исправить ситуацию.

Затем посещаем клуб, где имеются художественная мастерская и большой актовый зал. Потом колледж, в котором заключенные обучаются таким профессиям, как сварщик, столяр-строитель, швея и оператор ЭВМ. Тут же расположены мастерские для прохождения производственной практики.

На этом посещение учреждения заканчивается, впереди - следственный изолятор ЛА 155/18 на 70-м разъезде, который был сдан в эксплуатацию в 2016 году. Здесь делегация по традиции посетила пищевой блок, где ознакомилась с рационом следственно-арестованных, и медсанчасть. В следственном изоляторе заключенные также содержатся в камерах по 4-8 человек, без туалета, зато с собственным телевизором. Заключенные, с которыми руководству КУИС, правозащитникам и журналистам удалось поговорить, на условия содержания не жаловались, заявив, что их все устраивает.

В ходе посещения ЛА 155/18 члены делегации также посетили комнаты для свиданий с родственниками и адвокатами. Кроме того, в учреждении имеется зал судебных заседаний, где процессы проходят в случаях, когда подсудимых слишком много и их трудно регулярно возить в суд, либо когда перевозка сопряжена с высоким риском. С началом пандемии заключенных не вывозят в суды вообще, они участвуют в процессах с помощью видео-конференц-связи.

На следующий день делегация посетила еще два исправительных учреждения в Алматы и Алматинской области. Первое - это расположенное ниже прос­пекта Райымбека учреждение ЛА 155/6, где содержатся несовершеннолетние мальчики со всего Казахстана. Здесь куисовцы и правозащитники особое внимание уделили расположенной прямо на территории колонии школе и производственному цеху.

Школа тут с вечерним типом обу­чения - дети не изучают некоторые предметы (нет физкультуры, военной подготовки, художественного труда и т. д.), а также не сдают ЕНТ. Все это очень удручает правозащитников, которые считают, что для ресоциализации осужденных школа должна быть обычной, по окончании которой у них будет возможность без проблем поступить в вуз.

Что касается производства, то некоторые ребята по 4 часа в день работают в швейном цехе. Причем желающих работать больше, чем нужно, в связи с чем председатель КУИС обсудил с заместителем акима Алмалинского района возможность привлечения инвесторов, ведь площади для открытия производства в учреждении имеются.

После этого делегация отправилась в поселок Жаугашты, где находится женская колония, точнее, учреждение 155/4. Здесь помимо взрослых женщин содержатся несовершеннолетние девочки со всего Казахстана. На сегодняшний день их всего две, хотя отделение рассчитано на 20 человек. Кроме того, на территории учреждения расположен дом ребенка - сегодня 23 ребенка, рожденные за колючей проволокой, находятся вместе с матерями до достижения трехлетнего возраста.

По уже отработанной схеме члены делегации осмотрели жилые корпуса, столовую и медсанчасть, в которой особое внимание уделили осужденным с онкологичес­кими заболеваниями. Заглянули в дом ребенка, клуб и промзону, где также находятся теплицы для выращивания овощей-фруктов. Женщины-заключенные много времени уделяют творчеству и рукоделию - стены в клубе увешаны их картинами, есть музей, в швейных мастерских висят концертные костюмы. По словам женщин, это отвлекает их от мрачных мыслей и помогает легче переживать заключение.

В ходе визита также обсуж­дался вопрос переноса женской колонии из Жаугашты, который руководство КУИС рассматривает еще с прошлого года. На сегодняшний день большинство заинтересованных лиц считают, что делать этого не надо - против и сами заключенные, и сотрудники учреждения, и жители поселка, для которого колония является градообразующим предприятием.

Комментарии в тему

Работы ещё - непочатый край

Эльвира АЗИМОВА, уполномоченный по правам человека:

- Основные выводы, которые я сделала, - это то, что нужно продолжать работу по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, особенно связанную с гуманизацией. Эта задача с повестки государства не снимается, есть международные обязательства в области прав человека.

Второй момент - это медицина, которая в период пандемии имеет большую актуальность. В этом контексте поднимался вопрос об амнистии, связанной с COVID-19. Но, судя по итогам нашей поездки по Карагандинской, Акмолинской и Алматинской областям, ситуация не такая страшная. Нет ни одного учреждения, которое бы не сделало запас на будущее. То есть в этом плане работа налажена. Индекс обеспеченности намного выше, чем во многих гражданских учреждениях.

Следующий момент - занятость. Многие осужденные сказали, что хотели бы работать и получать не ниже установленного по респуб­лике размера минимальной зарплаты - 42 500 тенге. У многих по приговорам судов есть задолженности, и они хотели бы погашать их. Кроме того, многие хотели бы отправлять деньги своим семьям.

Серик АБДИКАРИМОВ, начальник ДУИС по Алматинской области:

- Я считаю, что в уголовно-исполнительной системе нужно делать упор на трудозанятость. Сегодня все это идет через РГП “Енбек”, и я считаю, что его нужно обязать тратить прибыль на нужды того исправительного учреждения, где она была получена. Тогда мы сэкономим государственный бюджет, улучшим материально-техническое содержание да еще и привлечем инвесторов. Этот вопрос мы можем решить без дополнительных изменений и вливаний. Модернизацию этого процесса сегодня вполне реально провести.

Второй момент - это переход с барачного типа содержания на камерный. Так у заключенных будет больше личного пространства: одно дело, когда 60 человек спят в одном бараке, и совсем другое - когда шесть. Правда, для системы нагрузка больше, но мы готовы. Третье - нам нужно восстановить тыловую службу, где сегодня работают гражданские специалисты. Я считаю, было ошибкой, что мы провели разаттестацию.

Ардак ЖАНАБИЛОВА, руководитель ОНК по Алматы и Алматинской области:

- Состояние исправительных учреждений по всему Казахстану сегодня оставляет желать лучшего именно в плане материально-технического обеспечения. Насколько я знаю, финансирование, например, в Алматинской области, на протяжении последних трех-четырех лет было настолько минимальным, что я удивляюсь, как они вообще выжили.

Еще одна проблема - это инженерные коммуникации. Например, к женской колонии до сих пор не подключен газ, они топят углем. Женщины таскают уголь! А газ решил бы очень многие проблемы, ведь это комфорт, тепло и чистый воздух.

Следующая проблема - это водоснабжение и канализация, что для женщин критично. Для того чтобы решить ее, нужно задействовать местные исполнительные органы. Но они не выделяют на них бюджетные средства, соответственно, остаются равнодушными. Кто будет платить, например, за подключение к канализации? Мы всегда говорили, что главная проблема уголовно-исполнительной системы - это финансирование. Деньги идут централизованно через МВД, и было бы замечательно, если бы местные исполнительные органы взяли на себя часть финансирования.

Что касается социального обеспечения, то в Жаугашты находятся дети, которые ни в чем не виноваты. И они должны получать все то же самое, что и остальные. Например, КУИС не выделяет деньги на памперсы и молочные смеси. Администрация как-то выкручивается, но так не должно быть! Так почему бы району или области не взять на себя решение материальных проблем этого дома ребенка? Кроме того, матери, а также заключенные-инвалиды, многодетные, пенсионеры должны иметь контакт с соцслужбами региона. Вот эти вопросы надо в срочном порядке решать.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть