1920

Обуздать тирана

Для того чтобы эффективно бороться с бытовым насилием, нужно в первую очередь работать с агрессорами, считают эксперты.

Обуздать тирана

В конце прошлой недели состоялся онлайн-марафон по правам человека, приуроченный к 10-летию общественного объединения “қадір-қасиет”. Весь день правозащитники, общественные деятели, журналисты и гражданские активисты обсуждали вопросы свободы слова, трудовых и экологических прав граждан, права детей и молодежи, права на жилье и многое другое. Одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день - это права женщин и связанная с ней проблема бытового насилия, которая многократно усилилась во время пандемии.

- Карантин показал, что Казахстан не готов к оказанию помощи женщинам, которые находятся в состоянии кризиса, - сказала руководитель ОЮЛ “Союз кризисных центров” Зульфия БАЙСАКОВА. - В частности, не создавались специальные помещения, куда женщин могли направить во время карантина. Только управление социального благосостояния Алматы предоставило помещение, где мы могли круглосуточно принимать жертв бытового насилия во время чрезвычайной ситуации и карантина. В целом, на мой взгляд, по Казахстану количество жертв бытового насилия увеличилось в три раза. Но не все могли обратиться за помощью, потому что боялись. Им все время указывали на то, что они не могут свободно перемещаться по той территории, где они находились во время чрезвычайной ситуации. Полиция говорила: решайте свои проблемы сами, потому что мы сейчас ничем не можем вам помочь. Поэтому написали письмо о том, что правительству, в частности Министерству внутренних дел, необходимо обратить внимание на эту проблему. Чтобы было быстрое реагирование на факты бытового насилия, чтобы жертв доставляли в кризисные центры, чтобы рассмотрение судами дел, связанных с бытовым насилием, было в приоритете. И, конечно, чтобы управления занятости, Министерство труда и соцзащиты рассмотрели возможность предоставления помещений, где на время карантина можно было размещать женщин.

Зульфия БАЙСАКОВА.

Сложная ситуация, по словам Зульфии Байсаковой, также сложилась с бытовым насилием в отношении детей, которые во время карантина все время находились дома во власти агрессоров.

- Очень много проблем, - вздыхает правозащитница. - И нам всем сейчас нужно срочно про­анализировать ситуацию и выработать конкретные шаги, механизмы, которые можно будет применить в случае второй волны коронавируса.

Говоря о путях решения проблемы, участники сессии по правам женщин и бытовому насилию отметили, что необходимо криминализировать бытовое насилие, которое несколько лет назад было переведено в разряд административных правонарушений. Нужно, чтобы агрессор знал, что ему не удастся отделаться штрафом или административным арестом за побои жены или детей - ему должно грозить уголовное наказание.

Кроме того, по мнению экспертов, работать нужно не только с жертвами бытового насилия, как это происходит сейчас, но и с агрессорами.

И такая работа уже начата: в настоящее время Союз кризисных центров реализует проект по снижению уровня бытового насилия, предусматривающий изучение причин этого явления, а также психокоррекционные программы для агрессоров. Проект предполагает работу с опытными психологами и психотерапевтами, причем как добровольную, так и принудительную. Цель таких программ - помочь человеку осознать причины, а главное - последствия такого поведения и изменить его, обучив навыкам позитивного общения.

- Общество у нас еще не готово правильно оценить насилие, которое совершается, - считает Зульфия Байсакова. - Существуют стереотипы вроде “сама виновата”, “терпи, как я терпела”, “ради детей живем” и т. д. На мой взгляд, нужно формировать саму культуру ненасильственных отношений, нулевую терпимость к подобным явлениям. Нужно говорить об этом каждый день.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть