1430

Внимание, агрессор!

В Казахстане, несмотря на карантин, выросло количество случаев сексуального насилия над детьми

Внимание, агрессор!
Фото: brandsynario.com

На днях председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Лаззат РАМАЗАНОВА провела онлайн-дискуссию о том, как следует решать проблемы насилия в отношении женщин и детей. В обсуждении приняли участие представители госорганов, общественные деятели и другие заинтересованные граждане.

Депутат мажилиса Загипа БАЛИЕВА привела статданные по преступлениям в отношении несовершеннолетних. По отдельным категориям дел в этом году наметилась тенденция к снижению, в частности по кражам (77 случаев), грабежам (35 случаев) и разбоям (ни одного случая). Кроме того, снижается количество детских суицидов: если в 2015 году был зафиксирован 201 случай, в 2016-м - 175, в 2017-м - 167, в 2018-м - 178, в 2019-м - 180, то в 2020-м - 65. По мнению депутата, на положительную динамику повлияло то обстоятельство, что дети на карантине находятся под присмотром взрослых.

Однако по тяжким и особо тяжким преступлениям статистика, к сожалению, не радует. Если в 2015 году в Казахстане от рук преступников погибли 38 детей, в 2016-м - 27, в 2017-м - 39, в 2018-м - 40, в 2019-м - 15, то за шесть месяцев 2020 года уже 14. Отмечен также резкий рост числа изнасилований несовершеннолетних: в 2015 году было зарегистрировано 261 такое преступление, в 2016-м - 123, в 2017-м - 130, в 2018-м - 114, в 2019-м - 154, в первом полугодии 2020-го - 125. Почему так происходит, чиновникам и депутатам только предстоит выяснить.

- И Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, и соответствующим госорганам, и нам, депутатам парламента, нужно будет вместе проанализировать этот фактор, - отметила Балиева. - Почему, когда мы все сидим на карантине, когда дети находятся в семьях, когда мы самоизолировались, изнасилование детей резко возросло? 125 случаев только за шесть месяцев! С Генеральной прокуратурой мы переговорили, и они сейчас будут делать градацию по тому, где и при каких условиях произошло изнасилование: в бытовых условиях, близкими родственниками, знакомыми, на улице. То есть это все должно стать предметом нашего изучения - для того, чтобы принять превентивные меры.

По мнению парламентария, в стране нужно создать отдельный госорган, который будет рассматривать вопросы семьи, детей и молодежи. Аналогичное мнение высказала и заместитель председателя “Альянса женских сил” Азиза ШУЖЕЕВА, которая считает, что без этого эффективно решить проблему не удастся:

- К сожалению, на сегодняшний день мы видим межведомственный “футбол”. То есть министерства кивают головой на акиматы, акиматы - на министерства, и каждый решает какие-то отдельные проблемы семьи в рамках своих узких компетенций. Три года назад в Шымкенте реализовывался проект “Казахстан без насилия”, было создано управление по делам семьи. Но приходит новый аким и тихо закрывает этот проект. Кто дал ему такое право? Почему не была приглашена Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике, почему не были обсуждены результаты проекта?

- Сейчас у нас разгорелся спор по Туркестанской области, - продолжила Шужеева. - В шести районах сократили должности инспекторов по делам женщин и семьи. А заместитель акима пишет в комментариях: извините, у нас дотационная область, у нас нет средств на решение этой проблемы, а раздувать штат я не позволю, это моя принципиальная позиция. Но, извините, я сегодня открыла портал госзакупок, и там ГУ “Управление общественного развития Туркестанской области” за семь месяцев освоило миллиард тенге. Подписаны контракты на различные услуги. На это, значит, миллиард тенге есть, а на то, чтобы решить конкретные проблемы, нет?!

В ходе дискуссии прозвучало очень много разных замечаний и предложений по решению проблемы насилия над женщинам и детьми. Например, депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА считает, что профилактика должна начинаться со школьной скамьи, для чего в школьную программу она предлагает вернуть предмет “Этика и психология семейной жизни”, а также пересмотреть программу предмета “Самопознание”. А экс­перт по гендерному равенству и профилактике насилия, соучредитель общественного фонда SVET Кирилл ФЛАЙМЕН предложил создать специальную программу для школ и вузов, которая бы раскрывала природу такого явления, как насилие, а также давала слушателям информацию о способах защиты и мерах поддержки пострадавших.

Кроме того, он считает необходимым ввести обязательный курс психокоррекции для насильников во время ограничения или лишения свободы.

- Это нужно для предотвращения будущих кейсов насилия, - сказал Флаймен. - Для многих экспертов по теме насилия не будет новостью, что все насильники являются рецидивистами. Психотерапия важна для того, чтобы тюрьма стала не местом обмена опытом между заключенными, а именно исправительным учреждением! Если это ограничение свободы - ничего не меняется, появляется больше страхов и травм у осужденных, которые потом проецируются на окружающих людей, например, на семью. В нашей практике, в практике других НПО и госорганов мы наблюдаем, что, например, мужья после вынесения им защитных предписаний после административного наказания, а некоторые и после уголовных дел совершают насилие по отношению к женам и детям, а также к посторонним людям.

Руководитель общественного фонда “Не молчи” Дина СМАИЛОВА считает, что для эффективной борьбы с насилием нужно переключить внимание с жертв на агрессоров.

- Много лет мы уделяли внимание только помощи жертвам, но борьбе с насилием и конкретно борьбе с агрессией мы никогда не уделяли внимание, - сказала она. - Поэтому сейчас настало время работать больше с агрессорами, чем с потерпевшими. С потерпевшими тоже надо, но лечить агрессию необходимо в первую очередь.

Мадина АИМБЕТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть