По волчьему следу…
Охотникам трех населенных пунктов Павлодарской области выданы разрешения на отстрел волков. Произошло это после того, как серые хищники растерзали 24 овцы в двух фермерских хозяйствах. Правда, в одном случае специалисты затрудняются однозначно сказать, кто напал на мелкий скот: серый хищник или бродячие собаки.
В территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира вспоминают, что последний случай нападения волков на скот в области был зафиксирован 12 лет назад. Тогда действовали старые правила охоты, позволявшие при наличии любой охотничьей путевки - хоть на зайца, хоть на утку - вести отстрел волков, причем в неограниченном количестве, главное, чтобы без применения снегоходной техники.
В 2017 году ввиду сокращения численности волков в нескольких областях Казахстана ввели ограничение на отстрел животных. Лимит в разных областях составляет 9-10 процентов от общей численности волков в регионе. В Павлодарской области отстрелу подлежит 21 особь из расчета, что всего в регионе обитает 212 серых хищников.
- Но это разрешение вступает в силу только при условии соответствующего обращения госструктур. В других случаях, если поступают заявления с просьбой разрешить отстрел волков, мы даем мотивированные отказы, - прокомментировала исполняющая обязанности руководителя отдела животного мира территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Сауле МУХАНСАЛИКОВА.
И вот после многолетнего затишья волки вновь дали о себе знать. В январе в Павлодарской области произошло два случая гибели мелкого домашнего скота. Правда, в селе Сынтас, где за одну ночь были зарезаны 16 овец, по официальной версии, виновниками были либо бродячие собаки, либо какие-то другие неизвестные звери. К такому выводу пришли специалисты на основании того, что волков никто из местных жителей здесь не видел, нанесенные скоту раны нехарактерны для волков. Но разрешение на отстрел одного серого хищника все же выдали.
В пригородном селе Кеменгер хозяин одного из здешних домашних подворий обнаружил трупы восьми овец. У всех домашних животных было перерезано горло. И хотя волка здесь, как и в Сынтасе, тоже никто не видел, специалисты территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира виновника идентифицировали по входящему и выходящему волчьему следу и характеру нанесенных овцам ран.
- Это был точно волк! - сообщил заместитель руководителя территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Нуржан КАЗТАЙУЛЫ.
В Павлодарской области этой зимой серых хищников встречают часто. В городе Аксу волк зашел в жилой массив. Вел себя очень нехарактерно для своей дикой природы: спокойно разгуливал по двору, как самый обычный бездомный пес, не обращал внимания на прохожих и сигналы автомобилей. Но прибывшие на место полицейские, учитывая потенциальную опасность дикого зверя, решили незваного гостя ликвидировать.
- Да, действительно это был волк, причем очень крупный, больше похожий на сибирского. У нас в регионе такие не водятся. И вел он себя так, как будто уже контактировал с людьми и абсолютно их не боялся, - рассказал старший егерь павлодарского областного охотобщества Самат КАИРБАЕВ, которому пришлось застрелить зверя.
Через несколько дней на железнодорожных путях в поселке Спутник, расположенном в 33 километрах от Павлодара, были обнаружены мертвыми волчица и два ее детеныша. Их переехал поезд, что тоже очень странно - волки умные и осторожные животные и замечают опасность с расстояния в три километра.
Путейцы пригородного поселка Ленинского также сообщили о том, что видели на железнодорожных путях стаю волков. Выражая тревогу местных жителей, аким поселка Ленинского Маржан АЛШИМБАЕВА направила в территориальную инспекцию лесного хозяйства и животного мира официальное письмо. Поселковый руководитель просила уполномоченный орган оказать содействие регулированию численности волков или отстрелу данных особей.
Был вечер пятницы, буран заметал все следы, но чтобы успокоить не на шутку испуганных сельчан, пресс-служба города сделала официальное заявление: “По обращению акима поселка Ленинского ветеринарной службой города был в срочном порядке совершен обход окраины села. Также провели опрос жителей в районах Рубиком, Элеватор, Жолкудук. Информация не подтвердилась”.
По версии властей, виновниками паники снова стали собаки. Непонятно, конечно, как можно в буран распознать чьи-то следы и почему искать волков отправились ветеринары, а не охотники или специалисты лесного и охотничьего хозяйства. Может быть, охотинспекторы смогли бы лучше разобраться, какие звери пугают сельчан по ночам. Но, несмотря на успокаивающее заявление, отстреливать волков разрешили теперь не только охотникам сел Сынтас и Кеменгер, но и жителям поселка Ленинского. Здесь было выдано разрешение на отстрел двух особей.
В общей сложности в территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира за месяц выдали семь разрешений на отстрел серых хищников. Но пока выданными разрешениями никто не воспользовался.
В этом году снежный покров в области большой, как никогда. Пропитание зверям найти нелегко, вот и осмелели они, вышли к людям. Этой версии придерживаются в территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира. А среди заядлых охотников бытует иная, связанная с запретом на отстрел волков версия. По мнению одного из них, Виктора КАЛИНОВА, биолога по образованию, волки стали терять страх перед человеком.
- За несколько лет, в течение которых в Казахстане действует запрет на охоту на серых хищников, зверь перестал видеть в человеке врага, поэтому спокойно и выходит к людям, - считает охотник.
В территориальной инспекции признают, что павлодарские волки ведут себя совсем не по-волчьи, но странности в их поведении не связывают с запретом на отстрел.
- Отстрел ведь не совсем запретили. Волков как особей для охоты перевели из промысловых видов в разряд регулируемых. Поэтому я считаю, что версия относительно связи между запретом на отстрел серых хищников и их странным поведением необоснованна. Скорее всего, звери просто очень голодные, - считает Нуржан Казтайулы.
Именно по этой причине специалисты не исключают, что волки могут объявиться и в других районах области.
Юлия ЧАЙКИНА, Павлодар