9090

Марат КОЖАЕВ, первый замглавы МВД: Толпа использовала камни, палки и перцовые баллоны

В Нур-Султане и Алматы за двое суток 9 и 10 июня силы правопорядка задержали 700 участников несанкционированных пикетов, митингов и акций протеста, 550 из них привлечены к административной ответственности. Соответствующие оперативные данные и комментарии представил вчера столичным журналистам первый вице-министр внутренних дел страны Марат КОЖАЕВ.

Марат КОЖАЕВ, первый замглавы МВД: Толпа использовала камни,  палки и перцовые баллоны

- Порядка 20 тысяч личного состава МВД и структурных подразделений обеспечивали порядок в предвыборный и выборный периоды. В стране действовало 9903 избирательных участка, и ни на одном из них каких-либо серьезных нарушений общественного порядка допущено не было, - заявил Кожаев.

В Нур-Султане и Алматы, продолжил он, по призыву признанной судом экстремистской, а потому запрещенной в стране организации ДВК были организованы несанкционированные митинги, заранее анонсированные руководителями этого объединения из-за рубежа.

- Благодаря тотальной агитации активистов этой организации собрались люди. Длительная обработка населения не могла не дать результата. Силами органов внутренних дел в двух городах эти антиобщественные акции были локализованы, - отметил замглавы МВД. - При этом хочу вас заверить: личный состав органов внутренних дел по требованию руководства страны и министерства при доставлении активных участников этих несанкционированных митингов в отделения полиции вел себя корректно, сдержанно.

Личный состав, подчеркнул Марат Кожаев, не повелся на провокации со стороны участников акций, и практически никто из митингующих не пострадал.

По данным замминистра, в день выборов в двух самых крупных городах страны были задержаны 500 человек, 400 из которых понесли административное наказание - были арестованы или оштрафованы. На следующий день после выборов в Алматы и Нур-Султане задержали 200 демонстрантов, 150 из них привлекли к ответственности.

- Какие-либо спецсредства для активного подавления протестных акций не применялись, - подчеркнул вице-министр. - Мы применяли лишь методы выдавливания личным составом с территории протестов. Людей доставляли в органы внутренних дел и там разбирались по каждому случаю индивидуально. Мы мониторили социальные сети и чаты активных участников ДВК, анализировали указания, которые идут из-за рубежа от беглых руководителей этой экстремистской организации, поэтому для нас не было секретом, что и 10 июня они продолжат свои антиобщественные действия.

В переписках в чатах активисты ДВК обсуждали возможность использования новых провокаций - от организации заторов и транспортного коллапса “до, мягко говоря, прямого физического противостояния силам правопорядка”, поведал Кожаев, подчеркнув далее:

- Учитывая это и принимая во внимание, что 9 июня уже имелись факты использования со стороны толпы, агрессивно настроенных людей камней, палок, заранее приготовленных перцовых баллонов, на 10-е число региональными штабами городов и областей было принято решение об ограничении доступа людей в анонсированные руководителями ДВК места. Этим объясняется, что эти места усиленно охранялись силами полиции.

По просьбе журналистов вице-министр прокомментировал произошедшие поздно вечером 10 июня беспорядки в Алматы, которым предшествовало задержание за участие в несанкционированном митинге во второй половине дня в Алатауском районе города айтыскера Рината ЗАИТОВА:

- Любые собрания, демонстрации, митинги четко определены законодательством страны. В понедельник группа лиц, в числе которых находился и Ринат Заитов, собралась в районе “Алматы Арена” и организовала незаконный митинг. Им было вынесено предупреждение акимата и прокуратуры, однако они не желали прекращать. Для разъяснительных работ данные лица были задержаны и доставлены в подразделения органов внутренних дел. Практически все были отпущены, в том числе и Заитов.

Вчера (т. е. в тот же день, в минувший понедельник вечером. - Л. Т.) группа молодых людей собралась возле кинотеатра “Целинный”, - продолжил Кожаев. - С ними был уговор, что они мирно разойдутся, без задержания. Ринат Заитов, которого они требовали отпустить, на самом деле в это время был уже у себя дома (заметим, что он обратился к своим сторонникам с просьбой расходиться по домам после того, как был отпущен полицейскими. - Ред.). Пришлось его доставить туда (к кинотеатру. - Л. Т.), показать, что он на месте (на свободе. - Л. Т.). Дома никто его не задерживал. Эти люди (собравшиеся у “Целинного”. - Л. Т.), вместо того чтобы покинуть место собрания, пошли по улицам Алматы. Они мешали движению транспорта на двух центральных магистралях города, шумели, кричали в ночное время. Несмотря на неоднократные требования прекратить эти действия, они продолжили это движение аж до автовокзала “Сайран”.

К слову, в распространенном пресс-службой департамента полиции Алматы сообщении отмечается, что демонстранты вели себя “агрессивно и неадекватно”: заблокировали движение по проспекту Абая и улице Толе би, шли по проезжей части, кричали, свистели и т. д. В связи с этим очень много напуганных горожан обратилось в полицию. Более того, одна из участвовавших в акции машин на пересечении улиц Толе би и Отеген батыра сбила сотрудника дорожно-патрульной полиции, в результате чего он получил перелом ноги. А в Алатауском районе группа нетрезвых молодых людей закидала камнями полицейский автомобиль, разбив стекло. В обоих случаях подозреваемые были задержаны, по данным фактам проводится досудебное расследование.

Прокомментировал первый замглавы МВД и инцидент с задержанием во время митинга в Алматы корреспондента одного из интернет-изданий:

- Данный инцидент случился как раз возле автовокзала “Сайран”. Ваш коллега в ночное время без каких-либо опознавательных знаков, что он журналист, оказался в момент проведения силовой фазы по ликвидации антиобщественных проявлений. Он оказался слишком близко к эпицентру задержаний без бейджа, без специального жилета, в ночное время, а в это время что угодно может произойти. Действительно, он был задержан, но потом разобрались, выяснилось, что это журналист, и он был отпущен.

- То есть если журналист был без бейджа и специального жилета, его можно избивать? Нашего коллегу не просто задержали - его избили! - возбудились представители СМИ.

- Лично я на видео не увидел факты избиения, запись прерывается, - последовал ответ. - Но если сотрудники превысили свои служебные полномочия, мы тщательно разберемся.

Я приношу свои извинения от Министерства внутренних дел за такие эксцессы, но здесь отчасти вина и… Мы неоднократно обращались к вам: пожалуйста, занимайтесь своей профессиональной деятельностью, но мы должны четко видеть, что это журналисты! Когда кто-то снимает на видео, наши сотрудники не могут сразу разобраться - это сторонник ДВК, участник беспорядков или же журналист, - пояснил Марат Кожаев.

- Почему в ходе митингов в Нур-Султане и Алматы задерживали всех подряд, включая обычных прохожих? - наседали репортеры.

- Они задержаны не просто так, а за нарушение правопорядка, за участие в несанкционированных митингах. Мы изымали (задерживали. - Л. Т.) тех, кто применял в отношении сил правопорядка какие-то физические действия - бил по щитам, бросал бутылки, камни, - парировал Марат Кожаев.

Ответил он и на вопрос, почему задержанных увозили для отбывания административного ареста в другие города.

- Все виновные лица были осуждены судами Нур-Султана, а место, где они будут отбывать наказание, регламентируется нормативно-правовыми актами. Мы вывезли их, чтобы обеспечить им безопасное отбытие наказания. Порядка 200 человек 9 июня мы вывезли в Акмолинскую и Карагандинскую области. Вчерашние материалы (за 10 июня. - Л. Т.) мы имеем право еще сутки рассматривать. В столице достаточно места. Их увезли, чтобы не создавать скученности. Мы сами определяем место, где они будут отбывать вынесенное судом решение.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан, Мадина АИМБЕТОВА, Алматы,фото Лейлы ТАСТАНОВОЙ и скриншоты с видео МВД

Вместо P.S. Многие международные наблюдатели, следившие за президентской выборной кампанией, отмечали в своих комментариях, что власти и правоохранительным органам республики нужно более эффективно выстраивать свои отношения с гражданским обществом, учиться корректности при реагировании на акции протеста. С этими замечаниями трудно не согласиться, и, к слову, мы в своих публикациях тоже не раз указывали на негативные стороны в работе силовых структур страны. На их устранение в перечне решения других проблем органов правопорядка, надеемся, и будет направлена инициированная руководством Казахстана реформа правоохранительной системы.

Поделиться
Класснуть