8700

Брат за брата

Мать задержанного за контрабанду Саната Кошкинбаева уверена: сына подставили два родственника

Брат за брата
Бибигулсун Кошкинбаева. Фото Владимира Заикина

Уже больше трех месяцев не утихает громкий скандал вокруг задержания заместителя руководителя департамента госдоходов Астаны Кайрата ДЖУМАГУЛОВА, руководителя таможенного поста столичного аэропорта Жаната АЙТЕНОВА и его подчиненного Серика ТЫНЫМБАЕВА. Всех троих подозревают в получении взятки в размере 1450 долларов от двух граждан, которые привезли из Турции почти 6 кг золота.
Но в этом деле не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Золотоперевозчики и таможенники утверждают, что не были знакомы, никогда друг с другом не встречались и общих коммерческих интересов не имеют. Как выяснилось, всех пятерых в одну цепочку связали… оперативники антикоррупционной службы Астаны Бауыржан КЕРИМБЕКОВ и Ержан ЖАКУПОВ. Они полностью организовали все преступление и сами стали подозреваемыми в превышении должностных полномочий и фальсификации улик.
И вот новый поворот в этой запутанной истории - в редакцию “Времени” обратилась мама одного из задержанных по подозрению в контра­банде Бибигулсун КОШКИНБАЕВА, рассказавшая свою версию случившегося. По ее словам, сына подставили… братья, которым он очень доверял!

- Я овдовела в 36 лет, - говорит Бибигулсун Махамбетовна, пригласившая корреспондентов “Времени” к себе домой. - Трое детей на мне остались. В городе по чужим квартирам жила, за любую работу бралась, потом маленький домик купила, потом большой построила. Самое главное - детей подняла сама. Сейчас у меня уже восемь внуков, живу ради них. Четыре операции на сердце перенесла. Санат - младший сын, доверчивым вырос, сколько раз его обманывали… Первый раз под суд попал за контрабанду - родственник подбил этим заниматься. Получил условный срок, выводы сделал. Жена у него хорошая, дети-школьники, работа есть. И опять его обманули! Причем обманули братья!
Бибигулсун Кошкинбаева делает глубокую паузу.

Санат Кошкинбаев.

- Мой старший брат был женат четыре раза. Последняя жена на 18 лет его младше. Вот у них есть сын Бауыржан ШАРИПОВ. Лет 15 назад он приехал из Шымкента в Алматы, пришел ко мне, я тогда заведовала складом, попросился на работу. Конечно, я взяла. Менеджером сделала, машина служебная у него была с водителем, зарплата хорошая. А потом мне другие сотрудники начали жаловаться на племянника. Я растерялась, брату позвонила, чтобы посоветоваться. Он ругаться начал: гони его с работы! Как брат сказал, так я и сделала. Бауыржана уволили, но он продолжал с моими сыновьями общаться. И вот спустя столько лет он Саната позвал с собой в Астану съездить. Там Шарипов познакомил сына со своим родственником Бау­ыржаном КЕРИМБЕКОВЫМ, сотрудником антикоррупционной службы. Тот сына завел к себе на работу, кабинет показал, познакомил с коллегами - Ержаном Жакуповым и Шынгысом МЫРЗАХМЕТОВЫМ. Вот они втроем Санату и говорят: мы тут начальники, все вопросы решаем, тебе можем в любом вопросе помочь. Потом Керимбеков несколько недель Санату звонил - мол, давай что-нибудь придумаем вместе, будем зарабатывать. В общем, сына убедили, что он может снова золото возить, а его прикроют.
За товаром Кошкинбаев сам не полетел, отправив вместо себя другого человека.
- Самат КОНАКБАЕВ - это близкий друг сына, - продолжает Бибигулсун Махамбетовна. - Он прилетел в Астану, спокойно вышел из аэропорта, его даже не досматривали и не останавливали! Он мог сразу уехать, хотя с собой было почти 6 кг золота. Но Конакбаев вместе с моим сыном сели в машину к Жакупову, отдали ему 1450 долларов, как и договаривались, а потом их задержали! Привезли в тот же кабинет, который показывали. Сын подумал, что Керимбекова тоже поймали, испугался за родственника. Моего мальчика заставили пить водку, требовали дать показания, что он договорился с таможенниками о взятке и передал им деньги. Но Санат и Самат никаких таможенников не знали, а деньги отдали Жакупову, как и велел им Керимбеков! Потом сына посадили в изолятор, в камере незнакомые мужчины спросили, за что его взяли. Он говорит: за контрабанду, а они отвечают: так ты и есть наш контрабандист. Оказывается, он в одну камеру с теми самыми таможенниками попал. Получается, там с ними и познакомился…
Теперь Санату Кошкинбаеву грозит серьезный срок - во-первых, его могут признать рецидивистом, а во-вторых, осудить не только за контрабанду, но и за дачу взятки должностному лицу. Все вместе потянет на весьма серьезный срок.
- Сын не давал взятку таможенникам, деньги он отдал Жакупову из антикоррупционной службы, - настаивает Бибигулсун Кошкинбаева. - Его брат Бауыржан Шарипов заверил, что Бауыржан Керимбеков будет помогать ему, потому что они родственники. Шарипов тоже давал показания и заявил, что 1450 долларов - это пошлина за ввоз золота, и он даже не думал, что Санат кому-то будет давать взятку. В общем, он как будто ни при чем. Но Керимбеков ведь с самого начала знал, что подбивает моего сына на преступление, за которое придется сесть в тюрьму!
От матери долго скрывали историю, в которую попал Санат.
- Я почти три недели не знала, что с ним происходит. Потом к нам приехали гости, и я не выдержала, начала плакать, просить, чтобы мне все рассказали. Тогда старший сын все и рассказал. Говорит, мы пытались его вытащить сами, но не получается, а мне не говорили, потому что знают, что у меня слабое здоровье. Тогда начали всем родственникам звонить, узнавать, что это за Керимбеков, откуда он на наши головы свалился. Нам много чего про него говорили, и я бы не поверила, пока мы сами в такую ситуацию не попали! Если бы не Шарипов и Керимбеков, мой Санат сейчас был бы дома!
Мать задержанного парня делает все возможное, чтобы добиться справедливости:
- Моя старшая дочь в Астане, видится с Санатом, ходит в антикоррупционную службу. Сын отрицает, что встречался с таможенниками и давал им деньги, следователь включает им запись телефонного разговора якобы между Санатом и таможенником. Но там голоса совсем других людей, а у моей дочери музыкальное образование, ей нетрудно определить голос брата! Думаю, держат сына в изоляторе, чтобы он дал нужные показания. Его друга Самата Конакбаева отпустили сразу, потому что он вообще никого не знал, ни с кем не разговаривал. А сын уже больше трех месяцев сидит, хотя его подставили, а он ведь даже за золотом не летал…
Бибигулсун Кошкинбаева уверена, что органы следствия во всем разберутся и сына обязательно отпустят на свободу:
- Мой сын и все остальные - они не преступники, а жертвы провокации. Я сейчас всем руководителям пишу жалобы - КОЖАМЖАРОВУ, ШПЕКБАЕВУ, МАСИМОВУ, Дариге НАЗАРБАЕ­ВОЙ. И прямо пишу: это подстава, так не должны работать правоохранительные органы! За такие дела надо посадить Керимбекова, Жакупова и Мырзахметова!

Кстати

Смена режима

На прошлой неделе межрайонный следственный суд Астаны рассматривал вопросы пребывания под арестом задержанных таможенников и изменил санкцию одному из них. Постановлением суда с 29 января начальник таможенного поста Жанат АЙТЕНОВ был освобож­ден из следственного изолятора и отправлен под домашний арест. Случилось это во многом потому, что в качестве доказательства вины Айтенова суду были предоставлены записи разговоров, в которых он якобы участвовал, и защите удалось доказать, что в этих беседах задействованы другие люди, а не Айтенов. При этом часть разговоров была записана в те дни, когда прокуратура негласные следственные действия вовсе не санкционировала...

Алматы

Ссылки по теме:

Не в дружбу, а в службу”, “Время” от 5.11.2018 г.

Бюро недобрых услуг”, “Время” от 24.12.2018 г.

Надзор - на оба ваших дома!”, “Время” от 12.1.2019 г.

Поделиться
Класснуть