33531

Не в дружбу, а в службу

Заместителя начальника ДГД Астаны и двух его подчиненных задержали за коррупционное преступление, организованное… сотрудниками столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции!

     На прошлой неделе антикоррупционная служба по городу Астане отчиталась о проведении очередной блестящей операции: разоблачены и задержаны сотрудники департамента госдоходов столицы (ДГД), в том числе заместитель начальника ДГД Кайрат ДЖУМАГУЛОВ, руководитель таможенного поста аэропорта Жанат АЙТЕНОВ и его подчиненный Серик ТЫНЫМБАЕВ. Причем последний был взят при передаче денег, предназначенных его начальникам.

На первый взгляд после столь солидного улова столичные борцы с коррупцией должны сверлить дырочки для новых звезд на погоны. Однако, если ознакомиться с подробностями работы следственно-оперативной группы, решившей поймать с поличным сотрудников ДГД, блеск от проведенной операции заметно потускнеет.
А началось все с некоего Саната КОШКИНБАЕВА, в прошлом осужденного за контрабанду 17,5 килограмма золота. 34-летний мужчина занимался тем, что возил ювелирные изделия из Стамбула, но в 2014 году его задержали в аэропорту Алматы, а впоследствии осудили на год лишения свободы условно. Но, видимо, ничем другим Санат заниматься не мог, поэтому решил и дальше возить золотишко из Турции в Казахстан. Однако теперь ему нужна была надежная “крыша” в органах, которая помогала бы беспрепятственно пересекать границу.
Через своего знакомого контра­бандист Кошкинбаев вышел на оперуполномоченного антикоррупционной службы по Астане Бауыржана КЕРИМБЕКОВА и сделал ему деловое предложение: помоги, мол, найти друзей на границе, и с каждого незаконно провезенного килограмма будет капать процент. Керимбеков согласился и отправился прямиком к своему приятелю Кайрату Джумагулову, занимавшему на тот момент пост заместителя начальника департамента госдоходов Астаны. Именно он курировал в ДГД таможню, по­этому мог помочь в этом деликатном вопросе.
Сотрудник антикоррупционной службы не стал ходить вокруг да около и сразу же предложил совместный бизнес - человек будет возить золото без деклараций, а каждый килограмм товара будет делать Джумагулова богаче на 250 долларов. Замначальника ДГД, может, и сомневался, но прекрас­но знал, что лучше не ссориться с антикоррупционной службой, по­этому согласился на сотрудничество. Джумагулов дал Керимбекову телефон начальника таможенного поста аэропорта Астаны Жаната Айтенова.
Керимбеков созвонился с таможенником и договорился о встрече. Айтенову он объяснил, что вопрос решен на уровне руководства, по­этому его задача - оказывать содействие, естественно, не бесплатно. У Жаната, по сути, и выбора особого не было - не жаловаться же в антикоррупционную службу на сотрудника антикоррупционной службы! Поэтому он дал Керимбекову номер своего подчиненного Серика Тынымбаева, главного специалиста таможенного поста.
С Тынымбаевым созванивался уже другой сотрудник Нацбюро по противодействию коррупции Ержан ЖАКУПОВ. Они встретились, обсудили детали и договорились выйти на связь, когда товар придет в Казахстан. После этого сотрудники антикоррупционной службы дали отмашку Кошкинбаеву: золото можно завозить, отправляй своего человека. Посыльный уже был готов, и 26 октяб­ря он вылетел из Алматы в Стамбул, где в аэропорту встретился с поставщиком золота по имени Хакан. Тот передал первую партию товара - около 6 кг, после чего перевозчик вылетел в Астану.
А дальше началось самое интересное.
Санат Кошкинбаев, как и договаривались, собрал необходимую сумму для оплаты услуг “крыши”. 1450 долларов контрабандист вручил оперуполномоченному Жакупову. Впрочем, кому еще он мог их передать, если ни с кем из таможенников даже не был знаком? То есть взятку дали не сотрудникам таможни, а борцу с коррупцией! Он же, якобы имитируя преступную деятельность, отправился на встречу с Тынымбаевым. После этого сотрудника таможни задержали, а затем взяли его начальников Айтенова и Джумагулова. Спустя некоторое время суд санкционировал их арест. Вот только непонятно, почему их надо было сразу закрывать в СИЗО, ведь все трое не бегали от следствия, не оказывали сопротивления при задержании да и вообще не совершили бы никаких преступлений, если бы им не поступило “коммерческое предложение” от оперов из Нацбюро.
Впрочем, не самый важный момент, где будут ждать суда трое сотрудников ДГД - дома или в СИЗО. Дело в самой фабуле преступления. Ведь тот факт, что оно изначально было задумано и организовано с подачи сотрудника антикоррупционной службы, выглядит довольно странно. Согласно действующему закону “Об оперативно-розыскной деятельности” сотрудникам правоохранительных органов категорически запрещено склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений. Так прописано в статье 15 - “Ограничения в оперативно-розыскной деятельности”. А если оперуполномоченный Керимбеков был, по сути, инициатором незаконного ввоза золота, то это разве не провокация с его стороны?
Конечно, кому-то может показаться, что в борьбе с коррупцией все средства хороши. Но вместе с тем крепнет ощущение, что именно в антикоррупционной службе Астаны взяли за правило ловить преступников на живца, то есть активно участвуя в преступлении. И случай с сотрудниками столичного ДГД далеко не первый. Сейчас в уголовном суде района “Байконыр” Астаны рассматривается дело руководителя столичной инспекции транспортного контроля Нурлана АЛИМЖАНОВА и его коллеги Мурата АБИЛОВА.
Последний случайно познакомился с опером из Нацбюро по противодействию коррупции. Они начали общаться, можно даже сказать, подружились. Почувствовав доверие к сотруднику антикоррупционной службы, Абилов предложил своему шефу Алимжанову использовать нового приятеля в качестве “крыши”. Втроем они встретились в кафе и договорились, что ребята из инспекции транспортного контроля будут каждый месяц приносить борцу с коррупцией по миллиону тенге, чтобы он в случае чего помогал им решать проблемы.
Абилов трижды возил деньги своему другу, после чего оказался за решеткой, как и его начальник Алимжанов. В столичном департаменте Нацбюро их действия квалифицировали как неоднократную дачу взятки, и теперь обоим подсудимым светит от 7 до 12 лет. Осталось только добавить, что тем самым другом из антикоррупционной службы был оперуполномоченный Бауыржан Керимбеков!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото предоставлено Нацбюро по противодействию коррупции, Алматы

Поделиться
Класснуть