Бюро недобрых услуг
Сотрудники столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции, расследующие громкое дело “взяточников” из ДГД Астаны, заподозрены в фальсификации улик
Минувшей осенью антикоррупционная служба по городу Астане отчиталась о разоблачении взяточников в таможенных органах столицы. По подозрению в получении 1450 долларов были задержаны сразу трое сотрудников департамента госдоходов (ДГД) - специалист таможенного поста аэропорта Астаны Серик ТЫНЫМБАЕВ, его непосредственный руководитель Жанат АЙТЕНОВ и заместитель начальника ДГД Астаны Кайрат ДЖУМАГУЛОВ. Всех троих заподозрили в помощи контрабандистам, ввозившим золото без декларирования и уплаты пошлин. Однако чем больше выясняется подробностей антикоррупционной операции, тем становится яснее, что в этом на первый взгляд простом деле все не так уж и ясно.
Первого ноября Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции сообщило о задержании сразу трех сотрудников ДГД Астаны, в том числе заместителя начальника департамента Кайрата Джумагулова, курировавшего вопросы таможни. “Хлопнуть” человека, занимающего столь серьезную должность, - показатель высокого профессионализма борцов с коррупцией. Но вот незадача: в распоряжении нашей редакции оказались материалы уголовного дела, при внимательном изучении которых становится ясно, что Джумагулов и оба его подчиненных вовсе не горели желанием помогать контрабандистам ввозить золото в Казахстан. Об этом их настоятельно попросили... оперативники антикоррупционной службы Бауыржан КЕРИМБЕКОВ и Ержан ДЖАКУПОВ, причем в самом прямом смысле - преступление было спланировано и организовано борцами с коррупцией, что может считаться провокацией (см. “Не в дружбу, а в службу”, “Время” от 5.11.2018 г.).
Впоследствии наши предположения подтвердились, и в отношении обоих сотрудников Нацбюро началось расследование. Их подозревают в превышении должностных полномочий, а все обстоятельства дела изучают в Генеральной прокуратуре, правда, пока безрезультатно (см. “А ты не провоцируй!”, “Время” от 14.11.2018 г., и “Командная игра”, “Время” от 04.12.2018 г.).
Однако, как выяснилось буквально на днях, возможная провокация со стороны борцов с коррупцией - далеко не единственная странность в этой истории. Когда решался вопрос о санкционировании меры пресечения для Джумагулова и его подчиненных, в следственный суд в качестве доказательства были представлены стенограммы телефонных разговоров между оперативниками Нацбюро, имитировавшими преступную деятельность, и работниками департамента госдоходов. В материалах уголовного дела отмечено, что Бауыржан Керимбеков и Ержан Джакупов неоднократно созванивались с руководителем таможенного поста аэропорта Астаны Жанатом Айтеновым. Разговоры состоялись 25 и 28 октября, и как минимум в одном из них идет речь о весе контрабандного груза, что должно быть прямым подтверждением виновности таможенника: раз они обсуждали контрабанду, то вот вам доказательство того, что у Айтенова был умысел пропустить человека с незадекларированным золотом. Опираясь на эти факты, следственный судья Акмарал ИСАЕВА санкционировала арест всех троих сотрудников ДГД. Однако сам руководитель таможенного поста аэропорта утверждает, что никаких разговоров с Керимбековым и Джакуповым 25 и 28 октября он не вел. Это тем более странно, что аудиозаписи всех трех бесед следствие почему-то не предоставляет!
В связи с этим следователь Нацбюро Даурен МАРАТУЛЫ, которому отписано дело сотрудников ДГД, получил ходатайство от одного из адвокатов с просьбой прослушать аудиозаписи всех разговоров за 25 и 28 октября, если они, конечно, есть в материалах уголовного дела. Следователь ответил адвокату, что записи будут представлены “в ближайшее время”. Однако в уголовно-процессуальном кодексе отсутствует такое понятие, как “в ближайшее время”. Поэтому защитники таможенника написали заявление в Главную транспортную прокуратуру, требуя привлечь следователя Маратулы к ответственности. Однако в транспортном надзорном органе данное заявление было расценено как обращение, и его просто переслали в Генеральную прокуратуру, где уже ведут расследование в отношении оперативников Нацбюро.
Но адвокаты на этом не успокоились и обратились в специализированный межрайонный следственный суд, чтобы там разобрались, почему следователь Маратулы тянет время с аудиозаписями, а транспортная прокуратура ничего по этому поводу не предпринимает. Любопытное совпадение: рассматривала эту жалобу судья Акмарал Исаева - та самая, что санкционировала арест Айтенова, Джумагулова и Тынымбаева. Она выслушала объяснения всех сторон и вынесла постановление, обязывающее Даурена Маратулы в течение недели ответить на вопрос: есть в материалах уголовного дела аудиозаписи разговоров от 25 и 28 октября между Жанатом Айтеновым и оперативниками антикоррупционной службы Керимбековым и Джакуповым или их нет? Также судья Исаева дала поручение транспортной прокуратуре начать расследование в отношении следователя Маратулы по подозрению в служебном подлоге и фальсификации доказательств и оперативно-розыскных материалов. Если вина борца с коррупцией будет доказана, то ему грозит до семи лет лишения свободы!
Что же получается? А то, что громкое разоблачение “взяточников” из столичного департамента госдоходов обернулось для столичной антикоррупционной службы Астаны уже вторым уголовным делом. Причем оба эпизода в Генеральной прокуратуре отписаны одному и тому же следователю Нурлыбеку САБИТОВУ (на снимке).
В начале декабря, когда в надзорном органе отмечали профессиональный праздник, генеральный прокурор Кайрат КОЖАМЖАРОВ назвал Нурлыбека Мукашевича лучшим специальным прокурором уходящего года. Вот и посмотрим, как самый ценный кадр небезызвестной Олеси КЕКСЕЛЬ будет выяснять, совершили ли борцы с коррупцией преступления в отношении тех, кого “разоблачали”...
К слову, Нурлыбек Сабитов не раз выступал на страницах нашей газеты, комментируя такие преступления сотрудников правоохранительных органов, как служебный подлог, превышение должностных полномочий и фальсификация оперативно-розыскных материалов работниками финансовой полиции (см. “Угол отражения”, “Время” от 15.09.2012 г., “Финику досталось на орехи”, “Время” от 25.05.2012 г. и “Анатомия провокации”, “Время” от 30.05.2013 г.). Одним словом, неслучайно именно ему поручили разбираться с особенностями оперативно-розыскной деятельности столичных борцов с коррупцией.
Мы же надеемся, что в самое ближайшее время он даст интервью “Времени” и расскажет подробности своего нового расследования.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Виктора МИРОШНИЧЕНКО и с сайта tengrinews.kz, Астана
P.S. В эти дни в Астане продолжается судебный процесс по делу экс-руководителя столичной инспекции транспортного контроля Нурлана АЛИМЖАНОВА и его коллеги Мурата АБИЛОВА. В рамках этого разбирательства от Абилова поступило заявление о пытках в следственном изоляторе ЕЦ-166/1. По словам подсудимого, физическое и психологическое насилие в его отношении применил один из сотрудников СИЗО, а сделано это было по просьбе сотрудников антикоррупционной службы, расследовавших его дело. Осталось добавить, что теми самыми сотрудниками были... оперативники столичного департамента Нацбюро Бауыржан Керимбеков и Ержан Джакупов! Судья Баглан ИДИРИСОВ поручил прокурору города Астаны проверить факты, изложенные в этом заявлении, а также обеспечить Мурату Абилову дополнительные меры безопасности.