Пить или не пить?
Как мы хотели проверить качество алматинской воды и как нам не дали этого сделать
Вода в Алматы может быть не только источником жизни, но и источником опасной синегнойной палочки, а также источником конфликта.
Все началось с того, что мы получили от ГКП на ПВХ “Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга” Министерства национальной экономики наводящую ужас информацию: “В воде природной питьевой негазированной, произведенной в Республике Казахстан, была обнаружена синегнойная палочка Pseudomonas aeruginosa”. Происходит это, следуя из сообщения научного центра, очень часто, а потому практически каждый казахстанец может стать носителем этого микроба, а вместе с ним и синегнойной инфекции, которая поражает кишечник, сердце, органы мочеполовой и дыхательной систем.
Заметьте, все это возможно при использовании бутилированной воды made in Kazakhstan. Какой именно, неизвестно: в информации от научного центра по каким-то известным только им причинам не были названы производители опасной воды. А ведь вина местных вододелов в том, что в бутылках оказалась синегнойная палочка, несомненна.
“Очевидно, что наличие микроорганизма было обусловлено тем, что недобросовестные производители использовали фильтры для воды выше установленного срока, в результате фильтры зарастали микрофлорой, которая выявляется в питьевой воде свыше установленной нормы. По санитарным нормам синегнойная палочка должна отсутствовать в 300 миллиграммах бутилированной воды. А между тем синегнойная палочка была обнаружена”, - утверждают сами сотрудники научного центра.
В том же сообщении они не забыли с особой гордостью упомянуть, что на сегодняшний день в стране есть всего несколько лабораторий, которые “оставляют за собой право окончательного вывода при том или ином исследовании”, и их референс-лаборатория - одна из них. Встревоженные информацией об опасных бактериях, обнаруженных в воде, мы решили воспользоваться нашим исключительно близким территориальным расположением и проверить, что мы пьем на работе и дома. От пресс-секретаря ведомства Вадима ВДОВИНА мы получили положительный ответ: “Предложение об эксперименте с питьевой водой очень интересно, и наши специалисты готовы к сотрудничеству в удобное для вас время”.
В назначенный срок мы с фотокорреспондентом прибыли в референс-лабораторию. Нам выдали белые халаты и завели в комнату, напоминающую большую подсобку школьного кабинета химии: стеклянные колбы, спиртовки, холодильники и разное оборудование.
- Питьевая вода в Казахстане бывает централизованной, то есть из-под крана, упакованной, то есть бутилированной, и из скважин. Вся вода из-под крана в Алматы пригодна для питья: за мою практику ни разу микробные показатели не превышали норму, - начала вводить нас в курс дела заведующая референс-лабораторией бактериальных инфекций Валентина СОЛОМКО (на снимке). - В этом году в бутилированной воде и воде из скважин не находили синегнойную палочку, но вот в прошлом довольно часто. Приносили на исследование даже воду зеленого цвета с этим микробом в огромной бутыли. В основном-то этот микроб и находят в больших бутылях, которые устанавливают на диспенсерах в офисах. Кстати, сами диспенсеры тоже нужно обслуживать и чистить, иначе и в их фильтрах может появиться синегнойная палочка. Был у нас случай такой: привели девочку трех лет, которая постоянно болела. У нее был запах гнили изо рта, ее никак не могли вылечить. А потом провели исследование и выяснили, что эта девочка постоянно пила воду из диспенсера, где долго не меняли фильтр. Сама я 30 лет исследую воду и поэтому никогда не пью бутилированную или из диспенсера: только из-под крана, которая отстоялась. Домашними фильтрами тоже не пользуюсь, они ведь бывают разные, и наши химики говорят: можно очистить воду так, что в ней вообще не будет никаких полезных элементов, а это отдаленные последствия для нашего организма.
Микробиологи, исследуя воду, определяют общемикробное число и фекальные загрязнения. Да-да, есть и такие. В воде из-под крана в Алматы фекальные загрязнения не встречались, а вот в скважинах и бутылках их находили.
Но надзорный орган не имеет права проверять воду от отечественных производителей по собственной инициативе. Согласно изменениям и дополнениям закона “О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан”, вступившим в силу два года назад, департаментам по защите прав потребителей запрещено проверять продукцию до тех пор, пока покупатели сами не обратятся с жалобой или просьбой проверить товар на предмет его качества.
Как пояснили нам в лаборатории, к ним постоянно приходят потребители: собственно, для этого и существует лаборатория как государственное предприятие. В прошлом году в лаборатории исследовали 460 проб воды, и в 12 из них обнаружили синегнойную палочку. И если бы сами потребители не обратились, то никто бы об этом не узнал: производители воды и дальше бы не меняли долговечные, но не совсем чистые фильтры, а люди бы продолжали болеть, не зная, где поймали заразу...
В лаборатории нам показали, как проверяют воду на качество методом фильтрации: заливают воду в специальную установку и прогоняют через насос и фильтр в вакуумную посуду. Фильтр, через который прошла вода, помещают на 24 часа в специальную питательную среду: если в воде были какие-то микроорганизмы, то за ночь они вырастут, образуют колонии и будут видны под микроскопом опытному глазу микробиолога.
Принимают воду только при соблюдении специальных условий. Если они не будут выполнены, то ученые не имеют права ее исследовать, так как микробиологические показатели будут нарушены. Исследование одной пробы воды стоит около 800 тенге - нам же в рамках эксперимента пообещали оформить это как госзаказ. Да мы и заплатить были готовы: что может быть дороже собственного здоровья?!
Нам выдали стерильную стеклянную посуду, и мы, приехав в офис редакции, приступили к выполнению тех самых условий сбора воды: подожгли ватный тампон на длинной проволоке, смоченный в спирте, и обожгли этим факелом кран в нашем туалете. Потом открыли холодную воду до предела и пропускали ее целых 10 минут. После этого снова подожгли факел, обработали край стеклянной бутылки и набрали 400 миллиграммов воды. Тот же эксперимент провели и с диспенсером, только аккуратно, стараясь не оплавить его огнем. Взяли в магазине несколько бутылок питьевой воды местных производителей и в течение двух часов - таково условие - доставили в лабораторию. Там ее забрали на исследование и попросили прислать официальное заявление на имя директора РГП на ПХВ “Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга” Еркина ДУРУМБЕТОВА.
На этом интересном месте эксперимент наш и закончился: через несколько часов пресс-секретарь Вадим Вдовин позвонил и сообщил:
- К сожалению, мы не имеем права и полномочий проводить подобные исследования и публиковать данные о производителях воды. Некоторые наши сотрудники этой информацией пренебрегают или не владеют. Не можем мы проводить исследование централизованной воды и воды из диспенсеров. Есть город (департамент по защите прав потребителей. - Е. Т.), у них есть эти полномочия, туда и обращайтесь.
Мы попросили дать официальный ответ со ссылками на закон и правила, которые запрещают делать анализ воды именно нам и разрешают всем другим потребителям, которые обращались к ним до этого момента, но так его и не получили.
Вся эта ситуация невольно навела на вопросы, которых, получись эксперимент, могло бы и не возникнуть: почему потребители не должны знать названия торговых марок, которые продавали опасную воду, пусть и в прошлом году? нет ли корыстного интереса в умалчивании информации? почему меня как потребителя ограничивают в праве проверить качество потребляемой мною же воды? не потому ли, что я хотела провести это публично? почему тот же комитет по защите прав потребителей публикует на своем сайте названия торговых марок - производителей масла, в котором нашли кишечную палочку, или шампанского, в котором плавали инородные тела, но не раскрывает имен поставщиков опасной воды?
Екатерина Тихонова, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Комментарий в тему
Светлана РОМАНОВСКАЯ, председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана:
- Конечно же, здесь нарушены права потребителей. Если сотрудники научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга взяли вашу воду, то они обязаны предоставить вам информацию по поводу качества и безопасности того, что вы сдали. Если бы это не входило в их полномочия, то они и не должны были принимать пробы воды! Напишите нам жалобу на это ведомство, и мы потребуем предоставить результаты исследований.