Волна недоумения
Пострадавшие в алматинском поселке Алгабас от потопа, который произошел полтора месяца назад, до сих пор не получили компенсацию. Люди не согласны с причиной ЧС, которую указывают в своем заключении чиновники.
С Алией АЛИМТАЕВОЙ мы познакомились 30 апреля этого года, когда выехали к месту подтопления домов в Алгабасе (см. “Бешеный поток”, “Время” от 30.4.2016 г.). Женщина растерянно стояла на пригорке и с ужасом наблюдала, как ее жилище по улице Акан Серы все больше и больше заполняется водой. Спасатели уже вовсю работали, а она все время повторяла: “Почему они приехали так поздно? Если бы они поторопились, вода бы не подошла к нашему и соседним домам”. В тот день ей пришлось уехать ночевать к родственникам. Супруг остался охранять затопленный дом. Почти сутки спасатели откачивали воду, которая поднялась почти на метр. Но даже на следующий день пройти внутрь можно было, только надев высокие резиновые сапоги: двор и весь первый этаж заполняла вязкая глина.
- Даже не хочу вспоминать, что я почувствовала, когда в первый раз после потопа вошла в дом. Знаете, как было обидно, - вздыхает женщина. - Все вещи, которые были на первом этаже - диван, прихожая, бытовая техника, пришли в негодность. Стиральная машина не работает - в мотор попала грязь, кафель обрастает плесенью, мебель испорчена. Я не стала выкидывать ее лишь для того, чтобы потом у меня были доказательства произошедшего. Нам придется ремонтировать весь первый этаж.
Как говорит женщина, за сутки полы и стены жилища успели изрядно пропитаться влагой. Они до сих пор не просохли, всюду появилась плесень. В доме два этажа - первый каркасно-камышитовый.
- Дом начинает гнить, есть вероятность того, что он со временем упадет. Мы этого очень боимся. Ведь первый этаж держит второй, - делится своими переживаниями Алия. - Жить невозможно. В доме неприятный запах. Только сейчас начала просыхать земля, всюду глина. Деревья сохнут, у меня даже собака после всех этих событий сдохла. Я не знаю, что нам сейчас делать. Денег на то, чтобы восстановить дом самостоятельно, нет. Я сижу дома, работает только муж, но у него небольшая зарплата.
Семья Алии очень рассчитывала на компенсацию, которую по Закону “О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера” должны выплачивать пострадавшим. Но, по словам Алимтаевой, ее до сих пор не получили ни она, ни ее соседи.
- Все это время нас гоняют по инстанциям, требуя всевозможные справки и документы, - рассказывает о своих злоключениях женщина. - В местном департаменте ЧС нам выдавали справку, в которой было написано, что затопление произошло в результате проливных дождей. Но мы не стали ее брать. Ведь дело не в осадках, а в узких трубах, которые были проложены под мостами, построенными для перехода через речку Карагалинку. С гор пришло слишком много воды, трубы не справились, и нас затопило. Это ошибка акимата. Кто-то изначально провел неправильные расчеты.
Люди надеются получить другое заключение, в котором будет написано, что речка вышла из берегов именно из-за головотяпства проектировщиков. Но признание этого факта может дорого обойтись местным властям: имея на руках такой документ, люди могут обратиться в суд и потребовать от виновников произошедшего полного возмещения ущерба. Гораздо проще дело обстоит с компенсацией, предусмотренной в таких случаях (в Алматы она, кстати, равна 100 МРП - 212 тысяч тенге). Решение о том, платить ее или нет, акимат принимает по собственному усмотрению. Думают? Решают вопрос? На все нужно время? На это лучше не ссылаться. Жителям накренившейся в том же Алгабасе девятиэтажки компенсацию выдали, хотя это ЧП произошло на месяц позже. Так что у властей Алатауского района было время подумать и над тем, как помочь владельцам подтопленных еще в апреле домов.
Кстати, тех самых труб, на которые пеняют местные, уже нет. Их снесли и возвели новые мосты. Труб под ними нет. Спрашивается: зачем тратить бюджетные деньги на демонтаж конструкций, которые установили в прошлом году, если они отвечали всем требованиям?
- Мне посоветовали обращаться в прокуратуру и СМИ. Поэтому я к вам и пришла. Для меня это последняя надежда, - разводит руками Алия. - Погода сейчас жаркая, если бы нам дали компенсацию, мы могли бы хоть частично привести дом в порядок. Если снова начнутся дожди, будет поздно.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Комментарий в тему
Начальник Алатауского районного отдела по ЧС Нариман ЕРЖАНОВ:
- В заключении мы пишем о том, что основная причина произошедшего - проливные дожди, норма осадков была превышена в несколько раз. Ситуация осложнилась тем, что бытовые отходы, которые накопились в реке, стали скапливаться на определенных участках, и начался перелив воды.
- Наверное, дело было еще и в том, что под мостами через Карагалинку стояли трубы небольшого диаметра? Они просто не справились с этим потоком.
- Но они же были заложены еще в прошлом году.
- В том-то и дело, тогда таких сильных дождей не было. Первое же испытание трубы не прошли.
- Сейчас их просто демонтировали. Я не могу сказать, была ли их пропускная способность достаточной, такую оценку могут дать только специалисты. Сегодня этим вопросом занимается прокуратура Алатауского района, в этой части идет проверка. Они должны выяснить, насколько правильным был проект. Да, мы даем заключение о том, что подтопление произошло в ходе проливных дождей, констатируем факт. Но ведь не утверждаем, что ливень - это и есть причина произошедшего. Определять ее - не наша компетенция. А что касается компенсации, сейчас этот вопрос решается в акимате.