ВИП-персона - вне закона?
Султан БИМУРЗИН - неоднократный чемпион и призер международных соревнований по восточным единоборствам. Но настоящую известность, судя по всему, он приобрел всего пару-тройку недель назад, после того как его конфликт с пограничником в Алматинском аэропорту стал достоянием гласности благодаря кадрам камеры видеонаблюдения. Вот худенький сержант Пограничной службы преграждает путь чемпиону, а уже через мгновение лежит на полу. Что же случилось 7 декабря в зале вылета аэровокзала, где обслуживают ВИП-клиентов? Свою версию произошедшего и последовавшее неожиданное продолжение инцидента газете “Время” рассказали мама спортсмена и его адвокат.
Семья Бимурзиных в представлении не нуждается. Отец Султана Серик БИМУРЗИН - легендарный сотрудник правоохранительных органов, раскрывший множество громких преступлений. Увы, в 2013 году его не стало: он, как и его друг Мухит КУБАЕВ, бывший председатель Комитета гражданской авиации, погиб от рук убийцы на охоте (тогда эта новость прогремела на всю страну). И вот спустя почти три года сын Бимурзина оказался в центре некрасивой истории. И ладно если бы это была просто драка. Но ведь Султан применил насилие в отношении сотрудника правопорядка при исполнении. А это уже уголовное преступление, которое наказывается лишением свободы.
- Услугами ВИП-зала в нашем Алматинском аэропорту могут воспользоваться все - и те, кто держит путь в другой город Казахстана, и те, кто летит в соседнюю страну, - объясняет адвокат Бимурзиных Ергали БЕРЛИБАЕВ (на снимке). - То есть даже если вы летите в Шымкент или Атырау, то на пути у вас находится пограничник, который проверяет ваши документы, хотя границу вы пересекать и не собираетесь. Именно с этим сотрудником у Султана и произошел конфликт.
На видео, которое появилось в социальных сетях, четко видно: сотрудник Погранслужбы преграждает дорогу Бимурзину, то есть отказывается пускать его в ВИП-зал. С чем это связано?
- Как нам объяснили, пограничник потребовал у него пропуск, - говорит мама Султана Рахима БИМУРЗИНА. - Но для входа в зал не нужен пропуск! Более того - туда можно пройти и без посадочного талона, потому что в платную услугу аэропорта входит подготовка всех документов к вылету. Можно сесть в зале, передать свое удостоверение личности работнику аэропорта, и тот оформит багаж и принесет посадочный талон. Там же часто проходят деловые встречи с транзитными пассажирами. То есть находиться в ВИП-зале может кто угодно. Так вот Султан должен был вылететь в Астану через несколько часов. Он был в районе аэропорта, решил не возвращаться домой, чтобы не застрять в пробках. Ему проще было провести пару часов в ВИП-зале, перекусить и спокойно улететь. Он уже так делал. Но в этот раз пограничник почему-то отказался пускать его вовнутрь.
И мама, и адвокат бывшего спортсмена признают: физический контакт между пограничником и Султаном был, после чего сотрудник органов рухнул на пол как подкошенный. Но насколько правильно он действовал в тот момент?
- Согласно закону о государственной границе гражданин Казахстана имеет право находиться в пограничной зоне, имея при себе лишь удостоверение личности, там нет ни слова о посадочных талонах, пропусках и так далее, - объясняет Ергали Берлибаев. - То есть в работу пограничника входит исключительно проверка документа, удостоверяющего личность! Второй момент. Тем же законом предусмотрена типовая схема при прохождении границы, однако в Алматинском аэропорту должны были разработать свой порядок прохождения контроля, поскольку в ВИП-зал заходят пассажиры как внутренних, так и международных рейсов, и оповестить об этом пассажиров. Какой, скажите, смысл клиентам ВИП-зала, вылетающим из Алматы в Кызылорду или Уральск, проходить паспортный контроль Погранслужбы КНБ и предъявлять посадочные талоны?
Инцидент в аэропорту, напомним, случился 7 декабря. По заявлению пострадавшего сержанта Нуралы БАБИКЕНОВА в линейном отделении полиции на транспорте началась досудебная проверка. И уже к 22 декабря расследование фактически завершилось.
- Дело в том, что сержант Бабикенов и его начальник подполковник ЖАКСАЛЫКОВ обратились в полицию с заявлениями о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, - объясняет адвокат Берлибаев. - Оба указали, что претензий к Бимурзину они не имеют. Насколько я знаю, именно пограничники решили, что инцидент не настолько серьезный, чтобы доводить дело до суда. Командир части предложил Султану принести свои извинения, что тот и сделал. Вроде бы на этом все должно было закончиться…
- Но на следующий день, 23 декабря, в Интернете появилась видеозапись этого инцидента, - продолжает Рахима Жалгасовна. - Потом пошли статьи, где написали, что Султан чуть ли не избил пограничника, и вообще, мол, как у такого прекрасного отца мог вырасти такой сын.
- И тут же буквально за один день расследование возобновляется, причем в ускоренном режиме! - подхватывает Ергали Берлибаев. - 23 декабря Султана вызывают в полицию, туда приезжает транспортный прокурор, который тут же раздает ряд поручений. И самое главное - и сержант Бабикенов, и подполковник Жаксалыков сразу пишут новые заявления с просьбой оставить свои обращения в полицию от 22 декабря без рассмотрения. Якобы они были сделаны преждевременно!
Дело о конфликте в аэропорту уже передано в суд. Султан Бимурзин обвиняется сразу по двум статьям УК: неповиновение представителю власти и применение насилия в отношении представителя власти. Причем вторая статья гораздо суровее первой - она предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
Завтра, 20 января, в Турксибском райсуде Алматы состоится первое заседание по этому делу.
- Мы готовы доказать, что требования сотрудника Пограничной службы были незаконны, поскольку он не должен проверять пропуска, посадочные талоны и тому подобные бумаги, - говорит адвокат Берлибаев. - Я уверен, что и пограничники об этом знают, но продолжают выполнять распоряжение руководства. Поэтому очень важно разобраться, что позволено пограничникам в ВИП-зале, а что нет. Потому что завтра что-то подобное может произойти с любым пассажиром.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы
Вместо P.S. Кому же было выгодно возобновить уже фактически закрытое дело, чтобы наказать 27-летнего парня? У Рахимы Бимурзиной есть ответ на этот вопрос:
- Это может быть связано с моим покойным супругом. В Павлодаре у него была сожительница, а после смерти Серика она завладела его бизнесом. Уже третий год его законные сыновья не могут вступить в наследство, продолжаются разбирательства. Возможно, кто-то узнал, что Султан оказался в такой ситуации, и решил сделать ему плохо. Мои догадки подтверждают и статьи в СМИ - Султана в них почему-то называют сыном от первого брака. Но мой муж Серик был женат лишь один раз - я его единственная жена, не было никакого второго брака. Видимо, вот таким образом с нами пытаются свести счеты…