5036

Рабы не немы

Без малого два года провел в рабстве гражданин Узбекистана Убайдулла ЖУРАЕВ (на снимке). Чудом вызволенный из цепких лап рабовладельцев 54-летний мужчина рассказывает, что еще много его соотечественников и казахстанских граждан заняты подневольным трудом на стройках и стойбищах Шуского и Мойынкумского районов. Шансы обрести свободу для них минимальны, ведь зачастую хозяева этих несчастных - родители и родственники действующих сотрудников полиции.

Он, кажется, еще не верит тому, что свободен. В глазах - затаенные боль и страх человека, претерпевшего унижения и побои. “Домой хочу, сколько уже не видел родных!” - выплескивает свои чувства горемыка.
Готовясь к нашей встрече, он составил подробное описание этих двух долгих лет жизни в неволе. Начал с биографии. Итак, Убайдулла Турсунович Жураев. Родился 18 марта 1961 года в кишлаке Короскон Чартакского района Наманганской области Республики Узбекистан. В 1984 году окончил пединститут имени Низами в Ташкенте по специальности “узбекский язык и литература”. В 1983 году женился на Комиле АБДРАХИМОВОЙ, от этого брака имеет пятерых детей. Самому старшему 30 лет, младшим двойняшкам по 22 года.
- В Казахстан я приехал на заработки, - рассказывает Убайдулла Жураев. - Я много чего могу: чтобы прокормить семью, еще на родине овладел рабочими специальностями строителя, сантехника, садовника, чабана. Мне сказали, что здесь всегда найдется работа. 11 октября 2013 года водитель автомашины “нексия” по имени Алик довез меня из Намангана до пограничного поста “Гишт-Куприк” (Черняевка) и тут же позвонил кому-то в Казахстан и сообщил, что привез одного человека. Через некоторое время с казахстанской стороны появился незнакомец. Он спросил, что я умею делать и какая сумма заработка меня устраивала бы. Я ответил, что готов работать днем и ночью, лишь бы побольше заработать. Взяв у Алика мой паспорт, он быстро перевел меня через границу, и там я увидел около сорока своих соотечественников, которые так же, как и я, приехали на заработки. Нас усадили в автобус и повезли, при этом паспорта наши находились у сопровождавшей нас женщины. В одном месте автобус остановился, в салон вошел мужчина с вопросом: “Кто здесь Абдулла?” Tак меня называли вместо Убайдулла.) Женщина передала ему мой паспорт, и я пересел в его “москвич”. Незнакомец представился как Мади, сказал, что в Шуском районе, куда он меня везет, большой объем строительных работ и там мои рабочие руки будут весьма кстати. Паспорт мой, пояснил он, останется у него во избежание каких-либо неприятностей.
Мади привез Убайдуллу в город Шу. Там уже работали восемь его земляков: Олим-ака из Ташкента, Аюбхан из Намангана, Гулам с двумя товарищами из Коканда и трое из Гулистана. Позже добавились еще двое мастеров, и вся их узбекская бригада по заданию Мади произвела полный ремонт и отделку пятиэтажной больницы и аптеки в селе Толе би, домов в 1-м, 2-м и 3-м микрорайонах города Шу, провели восстановительные работы сгоревшей школы в селе Шокпар Шуского района.
- Мы трудились в две смены, днем и ночью, без выходных, вдохновляемые обещанием Мади выплатить каж­дому из нас по 30 тысяч тенге за каждый месяц по окончании работ, - продолжает Убайдулла свой рассказ. - Конечно, наша договоренность носила устный характер. Выполнив все объемы, мы попросили у Мади наши деньги, чтобы отправить семьям, и услышали, что “надо потерпеть”. Он сказал, что нужно произвести еще работы и только тогда мы сможем получить расчет. Однако до сего времени ни копейки мы так и не получили. Зато Мади купил себе новую иномарку ярко-голубого цвета. Наши требования об оплате выводили его из себя, он сразу начинал злиться и оскорб­лять нас нецензурными словами. Кстати, когда мы работали в Шу, то познакомились с пятью узбеками-”евроремонтниками” из другой бригады, которые пожаловались, что трудятся уже больше четырех месяцев без оплаты и не могут уехать на родину, так как у них позабирали паспорта.
26 ноября 2013 года на объект в селе Шокпар нагрянули с проверкой пятеро сотрудников миграционной полиции. К вечеру того же дня прибыл Мади и сообщил, что намечается крупная облава, работодателям грозит большой штраф, поэтому нужно сворачиваться и сваливать с этого места. Этой же ночью все 11 строителей ушли пешком в сторону трассы, где вскоре нас подобрал Мади со своими друзьями и на двух легковых машинах отвез к себе домой в Шу. Там мы двое суток слонялись у него без дела, и я случайно услышал его телефонный разговор, где прозвучала такая его мысль: “Чтобы узбеки не просили зарплату, их надо раскидать по разным аулам”. Предчувствуя очередную подлость, мы вновь попросили Мади вернуть нам наши паспорта и в ответ услышали старую песню, что документы в надежном месте и мы получим их вместе с расчетом.
Мади осуществил-таки свою идею по разобщению обманутых людей. Убайдуллу он передал некоему Габиту, который отвез бесплатного работника к своим родителям в село Тасоткель Шуского района. Там несчастного ждали пять коров и теленок, 150 баранов и 50 коз, которых Убайдулла пас всю зиму. Разумеется, задарма. 7 марта 2014 года Мади с Габитом привезли работника ему на замену, а Убайдуллу отправили в дальнюю даль - в село Айдарлы Мойынкумского района.
- Мади попросил меня выполнить последнюю его просьбу, после чего, как он заверил, вернет мне пас­порт, рассчитает меня и отправит на родину, - повествует Убайдулла. - Я понимал, что это очередной его обман, но что я мог поделать без денег и без документов? А “просьба” заключалась в принуждении меня к очередной неволе - труду у Хашимхана АБИТАЕВА. У того три сына, двое из них носят погоны: майор таможенной службы по имени Назымхан - он как раз вел со мной переговоры по поводу работы у его отца - и участковый инспектор Мойынкумского РОВД Адылхан АБИТАЕВ, который и привез меня в село. Через пару дней я оказался на стойбище, где в хозяйстве Абитаевых числилось 300 лошадей, 70 верблюдов, 125 коров с телятами, 1700 баранов, 30 кур. С утра до ночи я ухаживал за скотом вместе с другими такими же крепостными людьми казахской, киргизской и русской национальностей (из узбеков здесь был только я один). Здесь-то я в полной мере ощутил, что такое быть рабом. Стоило мне только завести разговор о деньгах, как в руках третьего сына Хашимхана по имени Серикхан оказывалась отцовская камча, которой тот исхлестывал меня до крови. Бил со звериной жес­токостью и однажды чуть не забил до смерти. А сам Хашимхан “учил” меня двухметровым железным прутом… Или, скажем, положат мне в карман нар­котики: “Попробуй теперь сбеги! Посмот­рим, далеко ли ты уйдешь. А если что, у нас еще ствол имеется…” - и показывал мне ружье.
Убайдуллу спас случай: в тех краях случайно оказались люди из одной правозащитной организации, обратили внимание на загнанного горемыку, поговорили с ним и… забрали с собой. Привезли в полицию, помогли написать заявление. И до выяснения всех обстоятельств его приютила одна таразская семья.
С тех пор прошло больше месяца, но о результатах следствия пока не слышно. Я позвонила начальнику УСБ ДВД Жамбылской области Марату БУЖУКОВУ и поинтересовалась, на какой стадии уголовное дело, где потерпевшим проходит Убайдулла Жураев, а подозреваемым - сотрудник полиции. Заодно попросила проинформировать об аналогичных делах, возбужденных по заявлениям ранее вызволенных из рабства Андрея ПОПКОВА и Василия ЕВДОШЕНКО, где также замешаны сотрудники полиции. Полковник Бужуков обещал посоветоваться с начальством и завтра дать ответ. Однако на следующий день он явно не был расположен к разговору, высказал неудовольствие тем, что я звоню в субботний день, посоветовал обратиться с письменным запросом в пресс-службу и бросил трубку.
Ситуацию с рабством прокомментировал член Союза юристов Казахстана майор полиции в отставке Абдурахман ЗАЙНУТДИНОВ (на снимке):
- Как бывший сотрудник полиции хочу сказать, что существует отлаженная схема по доставке рабов-гастарбайтеров и не только в Казахстан и Россию, но и в другие страны постсоветского пространства. К сожалению, спецслужбы и полиция серьезно не работают над этой проблемой, отчасти потому, что некоторые сотрудники органов внутренних дел сами являются участниками этой схемы и членами ОПГ, не побоюсь этого слова. Рабство как эффективный способ наживы всегда было, а сейчас вообще кое-где расцвело пышным цветом. Взять, к примеру, нашу Жамбылскую область. Стоит заглянуть в некоторые хозяйства Шуского, Мойынкумского, Меркенского райо­нов - обязательно там встретишь людей, работающих на хозяина за миску похлебки. Мало того, этих людей унижают, избивают, запугивают.
- А можно ли сломать эту сис­тему?
- Очень трудно. Новоявленные нувориши уже не могут жить без слуг, без свиты, без рабов. Набирают толпу охраны, разъезжают на шикарных джипах, и один хочет перещеголять другого, в том числе соперничают по числу невольников. Понятно, что отдельные правозащитные организации не в состоянии бороться с этим явлением. А если за это берутся правоохранительные органы, то дело зачастую кончается обыкновенной коррупцией…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

P. S. По совету не любящего общаться с прессой начальника УСБ Марата Бужукова, мы направили запрос в пресс-службу ДВД Жамбылской области и получили ответ за подписью следователя УСБ Жандара УТЕУЛИЕВА.
“Сообщаем, - значится в ответе, - что по заявлению граж­данина Республики Узбекистан Убайдуллы Жураева производство уголовного дела по статье 126 части 2 УК РК (“незаконное лишение свободы”. - Г. В.) прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения в деяниях Абитаева А. и членов его семьи, в частности, сотрудника полиции ОВД Мойынкумского района Адильхана Абитаева.
Копия постановления о прекращении уголовного дела направлена прокурору Жамбылской области.
Материал по доводам Жураева У. о том, что неустановленное лицо по имени Мади в 2013 году забрал у него личные документы, находил ему работу в Шуском районе, за которую не заплатили, выделен в отдельное производство для принятия процессуального решения и направлен в ОВД Шуского района”.

Поделиться
Класснуть