А Баку всё побоку
Как казахстанский предприниматель оказался в ловушке азербайджанских партнеров, а отечественные силовики расписались в собственном бессилии
Костанайский бизнесмен Геннадий СЕМЕНОВ (на снимке), которого обманули на 200 тысяч долларов, никак не может уразуметь методы работы финполиции. В приключившейся с ним истории больше всего предпринимателя поражает бесстрашие, которое на протяжении вот уже трех лет беззастенчиво демонстрируют силовики в расследовании обстоятельств его дела. И это при том, что власти, включая самые высшие структуры, при каждом удобном случае твердят о необходимости защиты и поддержки малого и среднего бизнеса.
По мнению Семенова, наши доблестные финполовцы не боятся ни бога, ни черта, ни суда, ни прокуратуры. Хотя Фемида уже давно назвала поименно мошенников, разоривших бизнесмена. Да и прокуратура год за годом отменяет финполовские постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Но следствие сколь упорно, столь же и неумолимо раз за разом находит новые основания для того, чтобы не расследовать преступление. Главная и самая оригинальная из причин... “невозможность установить личности людей, подлежащих привлечению к ответственности”!
“Что за бред?” - спросит зоркий читатель. И будет прав!
Итак, осенью 2011 года Семенова по обвинению в самоуправстве осудили на год лишения свободы условно. Причина: Семенов отказался от исполнения в полном объеме своих обязательств по договору о поставках зерна азербайджанским партнерам. Его иностранные партнеры посчитали себя обманутыми и представили в суде доказательства того, что перечислили деньги в Казахстан в соответствии с договором. Семенов же доказывал: значительная часть денежных сумм в его фирму не поступила. Долгие разбирательства помогли установить: местные партнеры Семенова, то бишь работавшие в Казахстане, кстати, граждане Азербайджана, занимавшиеся посредническими функциями, втайне от него воспользовались нехитрой, в общем-то, схемой переброса сумм со счета на счет. В итоге они остались в стороне, а Семенов - крайним.
Но одновременно с приговором суд принял частное постановление, в котором подробным образом расписал схему мошенничества, от которого пострадал Семенов. В этом документе указано на роль некоего Ашрафа ГАСЫМОВА, который получил обналиченные 198 тысяч 921 доллар США и скрылся.
Еще находясь под судом, Геннадий Семенов обратился с заявлением в органы финполиции с просьбой привлечь мошенников к уголовной ответственности, однако к моменту вынесения приговора процессуальное решение вынесено не было. Тем не менее суд постановил “довести до сведения прокурора Костанайской области о факте незаконного изъятия (денег. - С.К.)… гражданином Гасымовым Ашрафом и наличия в его деянии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 177 ч. 3 УК РК”. То есть речь идет о более чем серьезной статье, как и о внушительной сумме похищенных средств.
Однако, как позже выяснилось, всерьез этим делом никто не хотел заниматься с самого начала.
- Сегодня я уже могу твердо и ответственно заявить: одна из важных и в то же время тайных причин нерадивости следователей кроется в том, что дело это непростое и в нем должен быть далеко не один обвиняемый, - говорит Геннадий Семенов. - Дело в том, что компании, с которыми у меня были деловые отношения, принадлежат людям, приближенным к самым высшим слоям азербайджанской элиты, к тамошней так называемой Семье. Поэтому любые следственные поручения, отправленные из Казахстана азербайджанской стороне, оборачивались пшиком. Тамошние адвокаты отказывались представлять нашу сторону, как только узнавали, с кем им придется иметь дело. Попытавшийся работать в Азербайджане наш человек спустя несколько дней получил столь недвусмысленные угрозы, что бросил все и срочно покинул страну. Вообще, я считаю, что это мошенничество с участием проживающих в Казахстане выходцев из Азербайджана было тщательно спланированным преступлением.
При этом нельзя не задаться вопросом о роли казахстанских правоохранительных органов в этом детективе. Смотрите, что получается: стоило азербайджанским бизнесменам заявить о нарушении их интересов и прав собственности, как наши бравые следователи обрушили на Семенова всю свою мощь, знания, навыки и инструменты воздействия. Но стоило Семенову, едва оправившемуся от перенесенных им стрессов и потерь, попросить о помощи все тех же “рыцарей” полиции и финансов, как те ушли в глухую оборону. Нормальная господдержка бизнеса получается, не правда ли?
Если говорить чуть подробнее, то вся эта волокита с расследованием похищения 200 тысяч долларов выглядит так. Дело возбудили только в феврале 2012 года, спустя пять месяцев(!) после того, как на факт преступления обратил внимание суд. Его же в первый раз попытались закрыть через девять месяцев, в ноябре 2012-го. Затем известий о прекращении, приостановлении и возобновлении расследования после жалоб Семенова было столько, что и не сосчитать. Возмущенные письма предпринимателя читали и в Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, и в Генпрокуратуре, и в администрации президента, но толку от них по-прежнему - ноль. Да, все видят, что закрывать следствие нельзя, но и расследовать его как полагается не могут. Или не хотят?
- Я понял, что меня просто решили взять на измор, - считает Геннадий Семенов. - Хотят, чтобы я, устав от бесконечного “футбола” с жалобами, заявлениями и обращениями, сам отказался от дальнейшей борьбы. Но я не могу этого сделать, потому что и без того уже разорен. Дело в том, что за зерно, отправленное мной за границу, деньги не поступили. По закону у меня нет права не заплатить за эту сделку налоги. Но платить нечем, а государство выставило мне штраф - 40 тысяч долларов. Согласиться со всем, что происходит, - значит признать себя униженным и бесправным человеком. Я этого допустить не могу!
Устав от бесконечной волокиты, Геннадий Семенов и решил предать свою печальную историю огласке в надежде, что это заставит шевелиться сыскарей: процессуально установить подозреваемых, объявить их в розыск, наказать ответственных за нарушение законодательства… А главное - в надежде на то, что все эти меры позволят ему избавиться от судимости за преступление, которого он не совершал.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай
P.S. Когда материал был готов к печати, Геннадию Семенову пришли одна за другой две весточки из Генпрокуратуры. Прочитав их, наш герой вновь убедился: бардак вокруг его дела царит небывалый, и даже в столь солидном ведомстве правая рука не ведает о действиях левой. Судите сами.
В первом послании начальник департамента высшего надзорного органа страны пишет: “В целях обеспечения полноты, объективности и всесторонности предварительного расследования по уголовному делу… постановление о приостановлении уголовного дела 21 мая 2014 года отменено. Органу уголовного преследования… даны письменные указания о проведении конкретных следственных действий. Ход расследования дела взят на контроль прокуратурой Костанайской области”.
А в другом письме замначальника Генпрокуратуры Рамазан ИНТЫКБАЕВ сообщает костанайцу Семенову, что его дело отправлено “для рассмотрения и принятия мер” в прокуратуру... Карагандинской области! И дает совет: при обращении в Генпрокуратуру “необходимо приобщить ответ за подписью прокурора области”.
Как говорится, ноу комментс.
Мы обязательно проследим за развитием событий вокруг этого необычного дела.