3323

Назначен убийцей?

Житель Петропавловска Вадим ЛАНЧАКОВ получил пять лет лишения свободы за удар по носу местному алкоголику, который утром 9 января этого года ломал калитку в его заборе. Петропавловский городской суд на днях признал Ланчакова виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, но обстоятельства дела оказались таковы, что приговору удивился даже конвой.

Рабочий поселок Петропавловска, без сомнения, давно уже является самым “веселым” районом областного центра. Петропавловские наркоманы издавна отовариваются здесь различной дурью, а беспробудное пьянство считается самым обычным образом жизни. В отличие от семьи Ланчаковых многие их соседи употребляли горькую с утра и до вечера, что и сыграло в деле Вадима роковую роль...
47-летний Марат КАИПОВ по­следние пять лет не просыхал. Вадим Ланчаков непутевого соседа жалел, пускал погреться в особо тяжкие дни, потому как тот ютился в неотапливаемом доме, и время от времени подкармливал. Утром 9 января Каипов находился в столь суровой кондиции, что бегал по улице в носках, а потом вдруг принялся ломать доски на калитке Ланчаковых. Такое вольное отношение к его частной собственности Вадиму не понравилось, он вышел из дома и левой рукой врезал по носу дебошира, отчего тот упал на пятую точку, а потом подскочил и дал стрекача.
За инцидентом наблюдал из окна дома напротив Сергей МУРЫХ (на снимке справа), показания которого, по его словам, принесли ему много неприятностей:
- Мы в 11 часов дня пили у соседа Ланчаковых, и я видел, как после удара Каипов сначала сел на землю, а потом вскочил и побежал. Меня потом до середины ночи допрашивали в полиции и все хотели, чтобы я сказал, что ударов было много, а не один. Но я настаивал на своем, что ударил его Вадим только один раз. Я близко не вижу ничего ни в очках, ни без очков, поэтому сам прочитать протокол не мог, и мне его зачитывал следователь, после чего я его подписал. А потом оказалось, что там написано про многочисленные удары по жизненно важным органам. Но я ведь и на видеозапись говорил только про один удар! Во время рассказа я махал руками, на основании чего потом и написали про “многочисленные удары”…
Кстати, по словам Сергея Мурых, к нему домой впоследствии полицейские приезжали около 10 раз, уговаривая его сказать, что ударов было много, но безуспешно. Из материалов дела также видно, что, получив по носу, Марат Каипов бегал по другим соседям, всячески чудил, где-то падал сам, а где-то его спускали с крыльца. В конце концов еще один сосед отвел его домой, а выходя, подпер двери дома дебошира чуркой. Местный участковый около шести часов вечера, углядев дверь обиталища Каипова раскрытой нараспашку, зашел внутрь и увидел хозяина, лежавшего мертвым на полу среди разбросанных вещей и посуды. Впоследствии эксперты обнаружили многочисленные ссадины и синяки на теле Каипова - только на его голове насчитали девять повреждений! Среди них были две раны слева и справа на лбу, одна Г-образной формы, другая - продольная, нанесенные неким твердым предметом с острыми гранями. Смерть, как было установлено, наступила от кровоизлияния и отека головного мозга. Эксперт с 49-летним стажем Юрий СЕЛИВАНОВ в суде пояснил, что от одного удара в нос таких последствий быть не могло. А вот определить, когда были нанесены другие ранения, не представляется возможным, потому что его коллега не назначал гистологического исследования тканей.
В деле есть и нотариально заверенные показания некоей местной дамы полусвета, фамилию которой мы не указываем по этическим соображениям. Она приходила домой на побывку из тубдиспансера, отрывалась по полной, а из ее показаний следует, что ее знакомый Сергей ГОРБУНОВ по кличке Фестиваль в это время сильно удивлялся известию о смерти Каипова. И рассказывал ей, что 9 января после обеда они с неким приятелем Сашей пили у Каипова дома, и тот был совсем как живой. Впоследствии эта дама вдруг отказалась от своих заверенных показаний, обе­щала рассказать сестре и матери Вадима Ланчакова, почему она это сделала, но вдруг замолчала, словно воды в рот набрала. Помимо прочего в доме Каипова было обнаружено и шесть отпечатков пальцев людей, личности которых следствию так и не удалось установить.
- Полицейские и не хотели никого искать, - возмущается сейчас сестра осужденного Людмила ЛАНЧАКОВА (на снимке слева), - Они сразу выбрали моего брата на роль жертвы, потому что так им было проще. Как мы ни просили следствие разыскать этих двух человек, о которых рассказывала пациентка тубдиспансера, они ничего не предпринимали. Отвечали только: “Мы, что, вам весь Рабочий поселок перевернуть должны?!” В общем, они сделали все, чтобы быстрее закрыть дело, мы ведь люди маленькие, никто из-за нас скандала устраивать не будет. На протяжении всего процесса судья Михаил ГУСЕВ поднимал вопросы о многочисленных нестыковках и сомнениях, и мы были уверены, что Вадима оправдают. Приговор был для нас шоком, и даже конвоиры ему удивились - тоже были уверены, что после оглашения вердикта Вадим пойдет домой…
Надо сказать, что 27-летний Вадим Ланчаков страдает эпилепсией и состоит на учете в психоневрологическом диспансере со сложным диагнозом, который его сестра Людмила объяснила своими словами:
- Он инвалид с детства, у него задержка развития, он снаружи взрослый мужик, а сознание у него, как у 10-летнего ребенка! И еще он совершенно не умеет врать - всегда говорит только правду. И в тот день он сразу же позвонил маме на работу и сказал, что ударил соседа один раз, когда тот ломал калитку.
Ланчаков и на протяжении всего следствия, и в суде говорил только об одном ударе, в этом же суд уверял и главный свидетель.
- Мы даже пересматривали на процессе видеозапись показаний Сергея Мурых, - рассказывает адвокат Ланчакова Николай ПИЛИПЫЧ. - На этой записи он действительно говорит только об одном ударе и размахивает при этом руками. Я сам 25 лет в органах отработал и утверждаю, что следствие было проведено очень поверхностно. Просто за уши притягивали моего подзащитного на роль виновного в смерти Каипова. В деле много белых пятен, невыясненных обстоятельств, и, казалось бы, все эти сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого. Но в этом случае оказалось наоборот! И почему в приговоре судья Михаил Гусев, ссылаясь на показания Мурых, указал о многочисленных ударах, нанесенных Каипову Ланчаковым, я просто не понимаю. Теперь одна надежда на апелляционную инстанцию…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО,фото автора,Петропавловск

Поделиться
Класснуть