Право на права
Сегодня получение прав и гладкая дорога еще не есть гарантия безопасности автодвижения.
Премьер-министр Карим МАСИМОВ на основании депутатского запроса мажилисмена Ерсултана БЕКТУРГАНОВА (на снимке) поручил своим подчиненным к сегодняшнему дню сформулировать конкретные предложения по ужесточению правил предоставления водительских прав. Об этом “Времени” сообщил сам автор запроса. Почему в парламенте и правительстве так дружно обеспокоились проблемой водительских удостоверений и что может измениться в накатанной системе их выдачи?
В своем запросе Бектурганов и несколько его коллег привели ряд цифр, говорящих красноречивее любых слов. Ежегодно в нашей стране автомобильные аварии уносят жизни около трех тысяч человек, каждые три часа один участник ДТП умирает, а семь-восемь получают травмы. Только за последние 10 лет в результате ДТП на дорогах республики погибло более 32 тысяч человек, увечья получили более 180 тысяч, что в 30 раз больше (!), чем за десять лет войны Советов в Афганистане. Средний возраст погибших всего 39 лет, при этом аварии - первая по значимости причина смерти молодых людей в возрастной категории от 10 до 24 лет. По оценке Всемирного банка, ежегодно казахстанский бюджет теряет из-за ДТП около 1,5 процента ВВП, то есть около 600 миллиардов тенге, что сродни 10 процентам годового госбюджета.
- Эти страшные цифры - трагедия не только для родственников погибших, но и для всей страны, - сокрушается Бектурганов. - Такое количество ДТП происходит в том числе и из-за низкого уровня подготовки наших водителей. Ежегодно в Казахстане свидетельства об окончании автошколы получают примерно 200 тысяч человек - это очень много! Я считаю, что эту цифру нужно сократить вдвое. Нам необходимо перенимать полезный зарубежный опыт, повышать контроль за сдачей экзаменов курсантами автошкол, оснащать видеорегистраторами учебные машины, привлекать для приема экзаменов по вождению независимых инспекторов, чтобы исключить коррупционные моменты. Например, в Великобритании учебные центры, занимающиеся подобной деятельностью, не выдают удостоверение об окончании обучения до тех пор, пока человек досконально не выучит ПДД и не научится хорошо водить машину - там это очень четко контролируется.
Кроме того, в наших автошколах нужно ввести новый предмет - “Культура вождения”. До тех пор, пока автомобилисты не перестанут относиться друг к другу по-хамски, ничего кардинально не изменится, - полагает парламентарий.
Особое внимание к так называемым “лишенникам”, отмечает мажилисмен. А таких злостных нарушителей правил дорожного движения в стране немало. По статистике, в 2013 году водительских прав были лишены около 37 тысяч человек, только за четыре первых месяца этого года - более 10 тысяч!
Но одним ужесточением правил предоставления водительских прав проблему, конечно, не решить. Поэтому предлагаются и другие меры, способные повлиять на снижение опасности дорожного движения: оборудовать пешеходные переходы камерами видеонаблюдения, обеспечить в таких местах яркое освещение, выявить самые аварийные участки на трассах страны и установить на них скоростомеры.
- Наверняка вы прекрасно знаете, что в нашей стране водительские права - это товар, который продается и покупается. Как бороться с этим безобразием?
- Это преступление, и чтобы оно не совершалось, нужно вводить двойную ответственность - для автошкол и специалистов, которые принимают экзамены на получение водительских прав, - предлагает мажилисмен, поясняя: - Если вчерашний курсант совершает ДТП, в котором погибает человек, отвечать за это должен не только водитель, но и автошкола, которая его подготовила, и тот человек, который принимал у него экзамены. Они должны знать: к ним могут прийти в любой момент и спросить, как он учил будущего водителя, как проверял его знания. Только так можно поставить барьер для выдачи “левых” прав.
- Вы уже получили из правительства ответ на свой запрос?
- Я предварительно узнавал информацию по этому поводу, и мне сказали, что Карим Масимов уже дал поручение шести министрам до 17 июня (к сегодняшнему дню. - О. А.) внести конкретные предложения по всем пунктам, указанным в моем запросе. Мы же вместе с коллегами будем и дальше работать в этом направлении и дойдем до автошкол и до тех, кто должен обеспечивать безопасность дорожного движения.
Оксана Акулова, фото Романа Егорова и Сандугаш Дуйсеновой, Алматы
Комментарий в тему
Геннадий БАКЛАЙКИН, президент общественного фонда безопасности движения на транспорте:
- Осенью, после того как вступит в силу новый закон о дорожном движении, требования к работе автошкол будут ужесточены. Это коснется правил подготовки будущих водителей, преподавательского состава, материально-технической базы школ. Надеюсь, что ситуация в связи с этим улучшится, но проблемы пока остаются, и их, конечно, нужно решать. Мы обращались с письмом, в котором изложили ряд своих предложений, к руководству комитета административной полиции МВД, но ответа так и не получили. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на несколько вещей.
Во-первых, допускать к подготовке водителей только те учебные организации, у которых есть своя материально-техническая база, автодром или закрытая площадка, позволяющая отрабатывать навыки вождения. Сейчас в Казахстане почти половина автошкол имеют один-единственный кабинет, у многих даже нет своего автомобильного парка. Обучение проводится формально, на бумаге, а в документах указывается, что руководство школы якобы арендует все необходимое для практического обучения будущих водителей.
Во-вторых, утвердить методику определения стоимости услуг по подготовке водителей, после чего можно будет установить реальные цены на обучение. Мы подсчитали его себестоимость - правда, это было до девальвации - и получилось, что на подготовку водителя категории “B” требуется 80-100 тысяч тенге, категории “BC” - 100-150 тысяч. При этом сейчас в Южно-Казахстанской области в автошколе можно отучиться за 10 тысяч тенге, в Кызылординской - за 20 тысяч, в Алматы - за 25-30 тысяч. Как такое может быть?
Следующий момент: типовыми программами на обучение вождению на категорию “B” предусмотрено 50 часов, “BC” - 80 часов. Но этот норматив не соблюдается! Посмотрите в Интернете: например, в автошколах Алматы и Астаны на обучение вождению отводится 10-20 часов.
О каком качестве подготовки водителей может идти речь? Получается, что автошколы практически никто не контролирует, в том числе и сотрудники административной полиции, которые, я считаю, должны это делать.
И последнее: мы считаем, что на Министерство образования и науки нужно возложить организацию образовательной деятельности учебных заведений, которые занимаются подготовкой водителей. Это должно быть приравнено к среднему техническому образованию по специальности “водитель транспортного средства”. Ведь человек получает не только удостоверение, но и профессию. Почему-то столяра готовят в училищах, подведомственных Минобру, а тех, кто управляет транспортом, - различные ТОО, которых практически никто не контролирует.
Вместо P.S. В 2013 году фонд безопасности движения на транспорте предложил водителям проверить свой уровень знаний ПДД. Добровольное тестирование показало: из ста водителей экзамены с первого раза сдали всего 14. Комментарии, как говорят в таких случаях, излишни...