2219

...А они не парятся!

Февральская авария на Сейфуллина: где еще? кто следующий?

На днях стало известно, что в одной из больниц Алматы умер пожилой мужчина, пострадавший во время последнего прорыва теплотрассы в Алматы (см. “Прорывной проспект”, “Время” от 11.2.2014 г.). Парадоксально, но сами тепловики узнали об этом человеке из СМИ через несколько дней после аварии. Чувствуют ли они свою вину в случившемся и где может произойти очередной прорыв? Об этом рассказывает директор по производству ГКП “Холдинг “Алматы жылу”, в состав которого входит ТОО “Алматинские тепловые сети”, Владимир КИРДЯЙКИН (на снимке).

- За последние два месяца в Алматы произошли сразу две аварии на теплосетях, во время которых серьезно пострадали люди. Вы чувствуете вину за произошедшее?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, я попытаюсь прояснить ситуацию. Летом во время межотопительного сезона мы стараемся как следует подготовить тепловые сети, проверяем их техническое состояние, делаем все, чтобы минимизировать подобные риски. Но при этом не можем гарантировать, что не произойдет очередной прорыв. Идеальный вариант - переложить все сети, отслужившие свой срок, тогда никаких проблем не будет. Ведь аварии в 90% случаев происходят на изношенных участках. Но это невозможно. Во-первых, нужны огромные финансовые затраты, а во-вторых, если мы нач­нем это делать, жизнь в Алматы будет парализована. Вспомните, что творилось, когда мы меняли тепловые сети на улице Наурызбай батыра. Люди постоянно на нас жаловались. А что будет, если мы перекроем сразу несколько магистральных улиц? Так что ремонт должен происходить постепенно, это наиболее целесообразно.
- И все-таки у вас есть чувство вины перед пострадавшими?
- Это было трагическое стечение обстоятельств, и здесь нельзя искать виновных. В тот момент на ситуацию повлияло слишком много факторов. Например, по нормативу толщина стенки трубы должна составлять восемь миллиметров, а в месте аварии она равнялась 3-3,5 миллиметра. Летом мы проводили на том участке испытание сетей, и, к сожалению, тогда теплосеть выдержала. Если бы прорыв произошел тогда, не было бы таких последствий - вода в трубах была теплая. К тому же авария произошла на участке длиной в километр, который по планам должны будут переложить в этом году. Сеть не выдержала раньше, но мы все равно ее поменяем, на это выделен один миллиард тенге.
- На сайте Алматинских тепловых сетей появилась памятка, касающаяся правил поведения при обнаружении поврежденного трубопровода. Она появляется сразу же, как только человек пытается открыть эту страничку. Вы считаете, это может кому-то помочь? Неужели есть люди, которые из чистого любопытства стараются пройти возле ямы с кипятком и ведут себя неадекватно ситуации?
- Эта памятка существует давно. И я считаю, что она может помочь. Если вы увидели пар, который валит из-под земли, обойдите это место стороной, выберите другой маршрут. В основном среди пострадавших оказываются те люди, которым становится любопытно, и они подходят поближе к месту прорыва, чтобы рассмотреть все повнимательнее.
- Но ведь среди пострадавших есть люди, которые просто шли по тротуару и ни с того ни с сего провалились в яму. Любопытство здесь ни при чем. Вспомните 16-летнего студента, который возвращался с учебы домой и получил 50% ожогов тела...
- Но ведь он видел, что произошла авария - из-под тротуара поднимался пар. Можно было повернуть в обратную сторону, но молодой человек двинулся дальше по бордюру, провалился в арык и обжегся. Что делали прохожие после последнего прорыва на Сейфуллина? Место обвала огорожено ленточкой, а они все равно лезут туда, чтобы посмотреть, что же случилось. Нам пришлось отгонять их. Если бы не полицейское оцепление, не знаю, что было бы. Я приехал на место происшествия почти сразу - рейсовый автобус, который провалился передними колесами в яму, все еще стоял там. Водитель, кондуктор и пассажиры находились внутри салона. Наши специалисты при помощи насосов откачали воду, пар немножко рассеялся, и мы вывели людей на улицу. Никто из находившихся внутри автобуса не пострадал, хотя в некоторых СМИ проходила совершенно другая информация.
- Но ведь пострадавшие там все-таки были, один человек даже погиб.
- Пострадали четыре человека, трое - незначительно, только одного из них госпитализировали. Мы передали эту информацию, а потом выяснилось, что один из прохожих - пожилой мужчина - получил ожоги более 50% тела. Мы даже не знаем, куда и как он провалился. Этот факт не был официально зафиксирован, лишь предполагаем, что этот человек упал в арык, который почти сразу заполнился кипятком. Мужчина находился в шоковом состоянии, его увезли домой на частной машине, а уже оттуда пострадавшего забрала “скорая”. Об этой истории мы узнали из сюжета на телевидении. Моментально поехали в больницу, поинтересовались, как он себя чувствует. Но, увы, через несколько дней после аварии мужчина умер. Сотрудники нашего холдинга, управления энергетики акимата Алматы, ТОО “Алматинские тепловые сети” собрали для него полмиллиона тенге, но к тому моменту состояние здоровья этого человека уже было критическим. Мы передали эти деньги его родственникам. Остальное будет компенсировано за счет страховых выплат.
- Давайте поговорим о них конкретнее. Люди, которые пострадали во время прорыва трубопровода в декабре 2013 года, заявляют, что им до сих пор не выплатили никакой компенсации. Более того, они утверждают, что никто из ваших сотрудников не интересовался их судьбой. Это действительно так? Будет ли все-таки выплачена компенсация, которая им полагается?
- На самом деле мы интересовались их судьбой. Звонили в больницу, спрашивали о состоянии здоровья того молодого человека, о котором вы уже упоминали. Нас заверили, что угрозы его жизни нет. Мы понадеялись на то, что дальше будет действовать страховая компания. Вообще же в ТОО “Алматинские тепловые сети” обратились 11 человек, которые заявили о причинении вреда здоровью, и две компании - им был нанесен материальный ущерб. Компенсацию должна выплачивать страховая компания. Насколько я знаю, сейчас ее юристы вплотную занимаются этим вопросом, но пока не могу сказать, получил ли кто-то из пострадавших положенную компенсацию. Если они посчитают, что средств, которые предоставят им страховщики, недостаточно, они смогут обратиться в суд. ТОО “Алматинские тепловые сети” как государственное предприятие выплатит компенсацию лишь в том случае, если на это будет соответствующее решение суда.
- Можно ли определить места, в которых тепловые сети Алматы наиболее изношены? Предупредить людей о том, что ходить там может быть опасно, огородить эти участки?
- Нет, определить такие зоны риска невозможно, тем более огородить эти участки, ведь все они проложены под проезжей частью. Из 1200 километров тепловых сетей более семисот километров уже отслужили свой нормативный срок - 25 лет. Их нужно менять. Поэтому указать слабые места, в которых может случиться провал, мы не можем.

Только цифры

 - В 2007 году было реконструировано 4143,5 метра тепловых сетей, в 2009-м - более 13,5 тысячи метров, в прошлом году - более 22 километров. В нынешнем году планируется переложить 32 километра тепловых сетей.
- С 2000 года на Алматинских тепловых сетях произошло более 21 тысячи аварий. Их количество с каждым годом растет. Если в двухтысячном их было чуть больше тысячи, то в 2013 году - 2146. С начала года на тепловых сетях было зафиксировано 56 повреждений.


Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть