2387

Крепче за мобилу держись, шофёр!

В Жамбылской области, которая в печальной статистике дорожных аварий занимает четвертое место в стране, по результатам расследования одного ДТП вышло так, что не автобус сбил велосипедиста, а велосипед “наехал” на следующий за ним автобус…

11 августа 2013 года. 19.40. Звонок на сотовый телефон: “Только что меня сбил автобус. Не могли бы вы сюда приехать?”.
В свете того, что у нас любое ДТП можно перевернуть с ног на голову, просьба приехать не показалась странной. Я как раз находилась за рулем. Пришлось сменить маршрут и отправиться на улицу Момышулы, где, по словам звонившего, случилось ДТП.
На месте уже стояла “скорая”. В ней врачи оказывали первую помощь молодому мужчине.
- Я ехал, как и положено, вдоль обочины, на расстоянии велосипедного руля от припаркованных машин, - стал рассказывать пострадавший Сакен РЫСКУЛОВ. - Подъезжая к остановке, увидел в зеркале заднего вида приближающийся ко мне с левой стороны китайский автобус. Не успел опомниться, как ощутил сильнейший удар сзади. Меня подбросило, я почувствовал, что слетаю с велосипеда. Перед падением на асфальт инстинктивно сгруппировался и в этот самый момент увидел колесо прямо над головой. Представьте, меня отделяли от гибели два-три сантиметра! Это чудо, что я остался жив! И понял, почему водитель на меня наехал - он во время езды разговаривал по сотке.
Выслушав взволнованный рассказ Сакена, я решила пристальнее разглядеть место происшествия. На дороге в двух метрах от обочины лежал раскуроченный велосипед. Среди разлетевшихся во все стороны деталей валялись сумка велосипедиста и выпавший из нее термос - я подняла его и передала брату потерпевшего. С ним мы и остались ждать дорожную полицию, потому что самого потерпевшего “скорая” увезла в больницу.
С нами ожидали сотрудники патрульно-постовой службы и, надо отдать им должное, стояли долго, периодически названивая коллегам и выясняя, почему те всё не едут. Каждый раз отвечали одно и то же: ждите, будут, в городе, мол, сразу несколько аварий и дорожная полиция задействована там. “Да вы не волнуйтесь, - успокаивали патрульные, - здесь в любом случае водитель автобуса понесет ответственность: из-за него ведь пострадал велосипедист!”. В конце концов они убедили меня покинуть “пост”. Был уже десятый час ночи. А после полуночи позвонил Сакен Рыскулов и доложил, что в больнице ему сделали рентген (к счастью, обошлось без переломов) и несколько инъекций, после чего знакомые отвезли его к месту ДТП. И там водитель автобуса Бакытжан ЕСБОЛГАНОВ, признав свою вину, пообещав заплатить за угробленный велосипед, уговорил его не писать заявления. “Он сказал, что недавно женился и если у него отберут права, то ему не на что будет содержать семью, - сокрушался Сакен. - У меня у самого четверо детей, и я представляю, что такое потерять работу. Так что спасибо вам за отзывчивость, теперь, наде­юсь, все будет по справедливости!”.
Мне тоже хотелось верить в лучшее. И уже стала забываться эта августовская история, как вдруг полтора месяца спустя снова позвонил Сакен Рыскулов и сообщил новости. Оказывается, он рано обрадовался отсутствию серьезной травмы - ему все-таки пришлось перенести операцию, после которой он ходит с тросточкой. Вдобавок он глубоко ошибся, поверив водителю, обещавшему восстановить стоимость разбитого велосипеда, - Есболганов и не думает платить. И главное - полицейский дознаватель, не проведя ни одной экспертизы, признал его, пострадавшего, виновником ДТП и выписал ему штраф!
Из своего журналистского опыта я знала, что при любом ДТП с наличием пострадавшего, вне зависимости от того, пишет он заявление или нет, проводится трассолого-автотехническая экспертиза, а также экспертиза водителя на алкоголь. Здесь же дознание не стало обременять себя лишними хлопотами! Между тем, по словам Сакена, водитель Есболганов четырежды привлекался к административной ответственности за телефонные разговоры за рулем и проезд на запрещающий знак и имел принудительный привод в суд!
Обо всем этом я рассказала на заседании общественного совета при ДВД Жамбылской области, посвященном борьбе за безопасность дорожного движения. Начальник ДВД Бекет АЙМАГАМБЕТОВ тоже удивился таким методам “борьбы” с нарушителями ПДД и потребовал дознавателя прямо сюда, на совет! Но пока дознаватель шел, совет уже закончился. Я столкнулась с ним уже на выходе. Дознаватель принялся горячо уверять, что в случаях, когда все ясно (?!), можно и не проводить экспертизы. А то, что водитель имеет четыре административных нарушения, к делу не относится. И к тому же его выводы о виновности велосипедиста поддержала прокуратура.
И, действительно, вскоре Сакен Рыскулов получил ответ из городской прокуратуры о том, что его “вина” “доказана собранными по делу материалами, квалификация правонарушения верна”.
- Но ведь меня там даже не выслушали! - чуть не плакал Сакен. - Старший помощник прокурора Тараза Ерлан КУРМАНАЛИЕВ, к которому попало мое заявление, не опросил ни меня, ни моего адвоката.
Тогда я посоветовала Сакену обратиться в областную прокуратуру. Помнится, оттуда в корпункт не раз поступали пресс-релизы о пристальном внимании, которое надзорный орган уделяет состоянию законности в сфере обеспечения безопасности пассажирских перевозок. “Вот там-то уж точно встанут на защиту прав потерпевшего!” - подумалось нам с Сакеном, но… суровая правда жизни разрушила и эту хрупкую надежду. В очередном ответе, подписанном заместителем прокурора области Айдосом МАЙЛЫБАЕВЫМ, говорилось почему-то о “4 метрах от края проезжей части”, где якобы произошло столкновение велосипеда и… автомашины, в которую чудесным образом трансформировался пассажирский автобус! Вместе с тем заявителю давался ценнейший совет “в случае несогласия с решением уполномоченного органа обратиться в суд”.
Сакен Рыскулов - оптимист. Он свято верит в торжество закона и справедливости и пишет очередное заявление - теперь уже прокурору области Ернату СЫБАНКУЛОВУ.
Между тем на днях в Таразе произошло очередное ДТП с участием пассажирского автотранспорта. Столкнулись два автобуса. Пострадали четыре пассажирки: Гульназима ЕЛЕУОВА, Молдир МЕКЕНТАЙ, Исмира МУХТАРОВА и Елена ТОЛСТИХИНА.  последняя была госпитализирована с сотрясением головного мозга и закрытой черепно-мозговой травмой. По предварительным данным, водитель одного из автобусов проехал на запрещающий жест регулировщика. И вот что интересно: ДТП случилось все на той же улице Момышулы (на пересечении с Сейфуллина), марка автобуса нарушителя была “дун фен”, а за рулем находился водитель по имени Бакытжан. Я, грешным делом, подумала, что это тот самый Бакытжан - участник летнего ДТП. Нет, оказалось, другой - по фамилии ШЕРИМОВ. Но у этого Бакытжана, как и у того, Есболганова, тоже в активе несколько правонарушений, и одно из них - пользование при вождении телефоном. Еще в городской полиции мне сказали, что Шеримов не согласен с возбуждением в отношении его адмпроизводства и собирается его оспаривать.
Вообще интересно, сколько их в автопарке №1 таких бакытжанов, водителей “дун фенов”, - любителей телефонного трепа во время езды, калечащей людей, желающих оставаться абсолютно безнаказанными?
Для справки. По данным управления административной полиции ДВД, в Жамбылской области с начала года совершено три ДТП с участием пассажирского транспорта, в которых четыре человека погибли и шесть получили травмы.
В 2013 году с участием пассажирского транспорта было совершено 74 ДТП, где погибли 49 человек и ранены 316. В Таразе было совершено 39 ДТП данной категории, в них один человек погиб и 43 получили различные травмы.

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть