4467

Маргарита УСКЕМБАЕВА, детский психолог: Позвольте ребёнку стянуть с вас одеяло!

Почти каждую неделю в оперативных сводках появляются сообщения о самоубийствах детей и подростков. Добровольно уходят из жизни совсем маленькие - к примеру, в начале ноября в Шахтинске повесился девятилетний ребенок. Почему так случилось, что по количеству суицидов Казахстан занимает первое место в СНГ? Как уберечь своего ребенка от рокового шага? Куда обращаться, если вы заметили у сына или дочери тревожные симптомы? На эти и другие вопросы в интервью нашему корреспонденту ответила руководитель общественного фонда “Институт равных прав и возможностей”, детский психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА (на нижнем снимке).

- Скажите, можно ли как-то предотвратить самоубийство? В чем заключается профилактика детских суицидов?
- Мы призываем к тому, чтобы и родители, и сами дети, и администрация школ, и педагоги были социально чуткими и сообщали о каких-то подозрительных моментах, даже если речь идет о чужом ребенке. К примеру, ученик был веселым, жизнерадостным и вдруг изменился, стал подавленным и замкнутым. В таких случаях его нужно направить к школьному психологу, который продиагностирует его. Мы советуем выявлять в школах группы риска и уделять им особое внимание. Туда попадают дети из неблагополучных семей, с неблагополучным эмоциональным фоном, гиперактивные.
- А гиперактивные почему в группе риска? Сейчас гиперактивность - любимый диагноз невропатологов...
- Есть, конечно, медицинский диагноз, который определяется как повышенная расторможенность. Вообще, существует всего два нервных процесса - возбуждение и торможение. Гиперактивные дети наиболее расторможены, не всегда могут контролировать свое поведение. С этими детьми надо работать индивидуально. К нам как-то мама привела мальчика лет 14-15, который был склонен к бродяжничеству. Он часто уходил из дома и ночевал на крыше пед­училища в районе аэропорта. Про­анализировав ситуацию, я поняла, почему мальчик так делает. Мама вышла второй раз замуж, у нее родился еще один ребенок. И мальчик почувствовал себя ненужным. Плюс не сложились отношения с отчимом, который пришел в семью, когда мальчик был уже достаточно взрослым. Поэтому подросток и убегал из дома - ему там не было места, плюс он был гиперактивный. Все это вполне могло привести его в дальнейшем в центр для детей с девиантным поведением.
- Получается, у ребенка возникают проблемы, если в семье что-то не так?
- Конечно. Все начинается с семьи.
- На ваш взгляд, чем вызвана волна детских суицидов?
- Это может быть связано с общим ускорением ритма жизни, с социально-экономической ситуацией. У нас повысился уровень жизни, и все хотят его поддерживать. Родители забывают о ребенке и стараются только зарабатывать деньги. Заметьте, у нас под благополучием понимают исключительно материальное благополучие. Бывает, говорят: ой, такая благополучная семья, все у них есть... А ребенок повесился. А ведь материальный статус вообще не имеет значения в случае с суицидами - они происходят в любых семьях. А для ребенка главное - это душевный комфорт. Например, когда ученик приходит в школу и видит, что у него нет того, что есть у других детей, у него может возникнуть дискомфорт. Но родители должны объяснять ребенку, что есть другие ценности. Необязательно иметь 10 машин - достаточно одной. А можно и без машины быть абсолютно счастливым. Семья выступает регулятором отношений, и в ней ребенок гармонизируется. Когда мама его выслушивает, разговаривает, когда они вместе что-то делают, ребенок учится структурировать эти отношения. А когда этого нет и уставшая мама не может уделить ребенку время, возникают проблемы.
- В каких случаях нужно обращаться к психологу и чем он может помочь?
- Любое изменение в поведении ребенка должно настораживать. Если он неохотно идет в школу или у него наблюдается неуспеваемость - это тоже повод отвести ребенка к психологу. Причем это не зависит от возраста. У нас даже был случай, когда на диагностику привели девочку 1,8 лет. У нее развелись родители, и встал вопрос о том, с кем из родителей она останется. Сейчас существует такая практика, что судьи требуют заключение по результатам психодиагностики ребенка, для того чтобы определить, предпочитает ребенок маму или папу. Основная задача психолога - это гармонизация внутреннего мира с внешним. Причина суицида как раз таки состоит в рассогласовании внутреннего мира ребенка. Он видит одно, понимает другое, говорят ему третье, а происходит четвертое. Во взрослом понимании мы говорим “когнитивный диссонанс”, когда восприятие этого мира рушится. Но взрослые могут принять какие-то меры, а ребенок - нет. А если еще родители в этой ситуации не помогают, тогда ребенок готов на крайние меры, чтобы разом решить все проблемы.
- А если у родителей нет возможности платить за консультации психолога?
- Да, психологические услуги платные, и цена, я считаю, достаточно высокая. Мало кто может себе это позволить. Поэтому мы осуществляем проект “Общественная приемная” - оказываем психологическую помощь, причем абсолютно бесплатно. Также есть книги, которые помогут родителям разобраться, есть Интернет. Но самое главное - внимание. Его ребенок ждет больше всего. Когда по утрам в выходные ребенок стягивает с мамы одеяло, не дает спать, он таким образом требует внимания. Многие психологи утверждают, что женщина в первую очередь должна строить свое счастье. Но я как детский психолог категорически против такого подхода. Раз уж вы родили ребенка, вы несете за него ответственность. Вот буквально на днях ко мне обратилась женщина с жалобой на то, что ее восьмилетняя внучка ведет себя ужасно в школе. В любой момент она может запеть прямо на уроке или встать и выйти из класса. Девочка живет с бабушкой, а ее мама сейчас собралась замуж. Я этой женщине честно сказала: пока мать сама не займется ребенком, ничего не получится. Бабушка бабушкой, но мать никто не заменит.
- Вы все время говорите о роли матери. То есть мать все-таки важнее, чем отец?
- Важны оба родителя.
- А как же быть матерям-одиночкам? Бытует мнение, что в неполной семье и ребенок вырастет неполноценным.
- Это ерунда. Для ребенка просто нужна мужская модель, которую можно найти в дедушке, брате, дяде, тренере, учителе. Так что это не повод для беспокойства. Тем более что иногда одна мама может дать ребенку столько любви и заботы, что полным семьям и не снилось. У меня был случай, когда в полной семье мама с папой ребенка так загнобили, что думаешь: уж лучше бы развелись. Или был случай, когда отец дочку колотил в течение 10 лет. Мама, пока папа бил старшую, брала младшую и уходила из дома. Мы, кстати, довели это дело до суда.
- Кроме потенциальных юных самоубийц какие еще категории детей нуждаются в экстренной психологической помощи?
- Противоположная проблема - дети с тяжелыми заболеваниями, которые изо всех сил борются за жизнь. Мы как раз сейчас запустили проект “Нурлы шак” - оказание психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями. Также мы помогаем их родителям и медицинскому персоналу. Трудно сказать однозначно, но все же я считаю, что к раку приводит неблагоприятная с эмоциональной точки зрения среда обитания. В прошлом году, когда мы проводили исследование, я общалась с одним мальчиком и, кажется, поняла, почему он заболел. Его мать и бабушка по отцу все время скандалили. Для ребенка они обе - родные, он их обеих любит. И у него происходит, как я уже говорила, рассогласование, когнитивный диссонанс. Мальчик все это сильно переживал, и, думаю, именно это привело к раку. У нас есть другой мальчик, у которого умерла мама, и ее заменила сестра. Она еще молодая, не готова была к этой роли, поэтому начала давить на него, угнетать. Причем настолько, что ребенок даже есть не мог. А после работы с психологом ему стало лучше, он стал есть. Так что я убеждена, что эмоциональное состояние влияет на физическое. И если хорошо поработать, то ребенку можно вернуть здоровье.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть