1324

Ничего святого!

Недавно в Астане задержали бывшего руководителя религиозного объединения “Астанинская благотворительная миссия “Благодать”. Уголовное дело было возбуждено еще в октябре прошлого года, когда в полицию обратилась мать одной из прихожанок. Женщина рассказала, что ее 34-летняя дочь после очередного визита в “Благодать” попала в психиатрическую больницу с диагнозом параноидальная шизофрения с высоким суицидальным риском.

По факту причинения тяжкого вреда психическому здоровью возбудили уголовное дело по статье 103 УК РК “Причинение умышленного вреда здоровью”. Пока шли необходимые экспертизы, подозреваемый находился под подпиской о невыезде. И вот его арестовали. У полицейских немало вопросов к бывшему пастору, и касаются они не только пострадавшей прихожанки. В здании, где располагалась “Благодать”, астанинские стражи порядка обнаружили типографию, в которой печаталась религиозная литература без соответствующего разрешения Агентства по делам религий. Полицейские говорят, что в Астане это первый случай, когда уголовное дело по такой статье возбуж­дают против пастора. Впрочем, о всевозможных псевдорелигиозных организациях, которые в изо­билии действуют в Казахстане, в последнее время говорят все чаще. После нескольких терактов, произошедших в Казахстане, речь, как правило, идет о радикальных исламистских течениях. Но и псевдохристианских церквей в стране хватает. О том, что происходит за их закрытыми дверями, мы поговорили с президентом общественного фонда “Информационно-консультативная группа “Перспектива” Еленой БУРОВОЙ (на снимке).
- Вот уже несколько лет к нам обращаются люди, пострадавшие от деятельности псевдорелигиозных организаций, - рассказывает экс­перт. - Причем большинство из них - христианского толка. Понимаете, псевдо­исламские объединения действуют в глубоком подполье, они нигде не зарегистрированы и адептов вербуют очень осторожно. Подчас люди, живущие в небольшом поселке, не догадываются, что по соседству собираются последователи какого-то радикального исламского течения. Поэтому об их деятельности нам практически ничего не известно.
Псевдохристианские организации действуют более открыто и активно. Они могут быть замаскированы под психологические и тренинг-центры, компьютерные клубы. Некоторые культы действуют как оздоровительные курсы, фитнес-центры. Человек хочет очистить организм и приходит на специальный тренинг. Он несколько часов находится в парной, якобы вымывает шлаки. После этого принимает большие дозы витаминов. Есть специальные книги, в которых описано, как и на какое количество этих препаратов реагирует организм. После такой процедуры человек не всегда остается адекватным. Стоимость одного цикла на таких курсах может доходить до ста тысяч тенге. Попасть в такую ситуацию может любой. Однажды на консультацию приходила мать состоявшегося бизнесмена. Он хотел поправить здоровье и записался на курсы, которые, как оказалось, организовали саентологи. За пару лет мужчина потратил на духовное очищение тысячи долларов, отдалился от семьи и сильно изменился. Агрессивно вел себя по отношению к матери, которая все время пыталась вытащить сына из этой организации. Женщине предлагали выступить на пресс-конференции, но она отказалась.
- Понимаете, все дело в нашем менталитете, - продолжает Елена. - Многие не хотят говорить о том, что столкнулись с подобной проб­лемой.
Как отмечает Бурова, в последнее время в стране появляются так называемые синтетические культы, которые соединяют в себе религию, целительство, всевозможные духовные практики. Понять сразу, что ты попал в псевдорелигиозное объединение, очень сложно, а доказать, что в бедах, навалившихся на бывших адептов, виновато оно, практически невозможно.
В Алматы много лет длится уголовное дело, связанное с компанией, появившейся с легкой руки одной из псевдохристианских церк­вей. Прихожан убеждали вкладывать деньги в ее деятельность, а потом, когда бизнес лопнул, оказалось, что возвращать средства никто не собирается. Религиозная организация сразу же от всего открестилась: мол, прихожане сами решали, куда вкладывать деньги, а то, что все происходило в стенах церкви, значения не имеет. Некоторые действуют под флагом благо­творительных организаций, исцеляю­щих от наркомании и алкоголизма.
- Проверка, касающаяся деятельности одной из таких организаций, началась полтора года назад и продолжается до сих пор, - вздыхает наша собеседница. - У нас все истории длятся годами. Процесс все время тормозится. Теряются нужные документы. Наши юристы неустанно посылают запросы в правоохранительные органы, чтобы узнать, на какой стадии дело. Знаете, когда мы открыли свой сайт, на него сразу же поступило восемь тысяч оскорблений. Некоторые открыто писали: вы ничего не докажете, у нас везде свои люди.
- Общеизвестно, что саентологи привлекают в свои ряды сильных мира сего. Среди их последователей - крупные чиновники и голливудские звез­ды. Среди казахстанских политиков есть адепты таких организаций?
- Я не могу сказать точно. Но есть несколько экспертов, которые пишут научно-популярные книги, посвященные тем же саентологам, церкви “Свидетели Иеговы”. Там подробно излагается информация об их деятельности, приводится список официальных сайтов и адресов, где можно найти эти организации. Все направлено на их пропаганду. Так вот, авторы таких книг выезжают в командировки за границу вместе с нашими чиновниками! Не знаю, говорит ли это о приверженности политиков этим организациям. Кстати, те же экс­перты вза­хлеб говорят о том, что в Казахстане нет свободы совести. Они же обвиняют нас в том, что мы якобы притесняем деятельность религиозных организаций и продвигаем традиционные религии. Но мы не принадлежим ни к каким конфессиям и не бьемся за их интересы. Просто мы пытаемся понять, что происходит за закрытыми дверями новых религиозных организаций. В некоторых из них даже пишут расписки о неразглашении информации о том, что происходит во время служений, заводят досье на своих адептов, проверяют на детекторе лжи. Если в мечеть или православную церковь, например, может войти любой, почему же эти организации всячески ограждают себя от посторонних? Мы не призываем закрыть все эти религиозные объединения, но пусть они открыто расскажут о своей деятельности. Да, есть право на свободу убеждений, но ведь должен быть и некий общественный конт­роль, позволяющий мониторить эффективность их деятельности, ее полезность. Меня иногда просят: приведите хоть один положительный пример, касающийся того, как такие организации изменили к лучшему жизнь конкретной семьи. Я таких примеров не знаю.

Признаки, которые могут говорить о том, что человек попал под влияние псевдорелигиозной организации:

- Человек резко меняется: другой режим дня, круг общения, жизненные ценности, внешний вид, рацион питания.

- Он все время общается по телефону с незнакомыми людьми, резко меняет свое отношение к родным и близким, уходит в себя, исчезает, ничего не объясняя.

- Часто думает о чем-то в одиночестве, не интересуется семейной и общественной жизнью, становится агрессивным или, наоборот, равнодушным.

- Посмотрите, какие книги он читает, какие записи слушает, какие фильмы смотрит, с кем общается.

- Если вам кажется, что с близким человеком что-то не так и он попал под чье-то влияние, обращайтесь к специалистам.

Оксана Акулова, Алматы, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

18.07.2013

Поделиться
Класснуть