3063

И Обама не спасёт...

Казахстан возвращается к старому проекту разворота русла реки Иртыш от Омска в центральную часть Казахстана -с подачи усть-каменогорских журналистов эта сенсационная новость облетела всю страну и наделала много шума в соседней России! О переброске реки якобы заявила делегация Министерства регионального развития и астанинского филиала АО “Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры” во время презентации в Усть-Каменогорске проекта генеральной схемы организации территорий страны.

Обеспокоенные судьбой одной из главных рек Казахстана, мы обратились за разъяснениями к и.о. руководителя РГУ “Иртышская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов” г. Семея Мурату МУЗДЫБАЕВУ (на снимке).
- Проект по развороту русла Иртыша разработали еще в 70-х годах, чтобы спасти Арал, - пояснил Мурат Муздыбаев. - Но, когда начали подсчитывать затраты, советские власти быстро от него отказались. Во-первых, последовали бы колоссальные потери воды, а во-вторых, потребовались бы сотни миллиар­дов долларов, которые никогда бы не окупились. Кто на это пойдет? Тем более уже больше 40 лет существует канал имени Каныша Сатпаева (Иртыш - Караганда). Он берет начало в городе Аксу Павлодарской области и подает воду как раз в центральную часть Казах­стана - в Карагандинскую область. Десять лет назад канал продолжили в сторону Астаны. В столице пьют иртышскую воду. Ежегодный объем 300-400 миллионов кубов, это где-то 1,5 процента от всего стока Иртыша.
Цифра незначительная, однако жители прибрежных городов и поселков уже давно наблюдают, как с каждым годом мелеет Иртыш. Буквально на глазах появляются новые отмели, острова, буйно разрастаются водоросли. Настоящее болото, а не река! О богатом судоходном прошлом в Семее - городе на Иртыше - уже ничего не напоминает. Сейчас какие-то суда, чудом уцелевшие в 90-е, уходят весной по большой воде в Павлодар, где перевозят щебень до Омска. Главного виновника обмеления реки в Семее назовет не задумываясь любой. Это каскад ГЭС, куда входят Усть-Каменогорская, Бухтарминская и Шульбинская гидроэлектростанции. Впрочем, инженеры-гидрологи считают всеобщее мнение не более чем… заблуждением!
- Воды с появлением каскада ГЭС на Верхнем Иртыше не стало меньше, - утверждает инженер-гидролог Валентина ПИЩАЛЬНИКОВА (на снимке). - Просто река стала зарегулированная, иначе - дрессированная. Много воды - водохранилища ее придерживают. Мало - отдают. Когда было естественное русло, были ледоходы, заторы, большие разливы… Старожилы помнят многоводный 1958 год. Остров Полковничий буквально уходил под воду! Сейчас нет сильных наводнений, вот люди и думают, что Иртыш обмелел…
- Почему тогда на наших глазах появляются новые отмели?
- Ниже Шульбинского водо­хранилища идет вертикальная просадка дна русла - на метр. Скорость воды увеличивается, вымывается дно. Тот песок, который вода вымыла в одном месте, она должна где-то отложить. Так и появляются отмели. При естественном русле такие процессы тоже идут, но мало заметны для человеческого глаза. Раньше явные изменения происходили за 50-60 лет, сейчас - за 10-15! Остается одно - чистить Иртыш, убирать песчаные острова и укреплять берега. Сейчас выделяются деньги из республиканского бюджета на прочистку фарватера - проезжей части для судов, но это от силы 15-20 метров в ширину. Поэтому Иртыш и выглядит таким неприглядным… Чтобы дом выглядел красиво, его нужно ремонтировать. А реке необходима чистка! Тогда будет и больше воды, и скорость, и водоросли перестанут цвести. Мы неоднократно поднимали этот вопрос. Но денег на это как не было, так и нет…
За миллионы лет наносы с Иртыша создали уникальную заповедную зону - Павлодарскую пойму. С самого начала строительства ветки ГЭС государственному заказнику был нанесен ощутимый удар. Семена ценных трав, которые паводковые воды несли с вершин гор через Иртыш в Павлодарскую пойму, теперь оседают на дне Шульбинского водохранилища. В итоге некогда богатая растительность живопис­ного уголка все больше вырож­дается. Четыре года подряд вода из Шульбинского водохранилища хронически недодавалась, все больше ухудшая экологическое состояние Павлодарской поймы, а весной 2012-го заливные луга Павлодарской поймы остались вообще без весеннего попуска воды из Шульбинского водохранилища - искусственного паводка. Это была трагедия! Засуха привела к сорванному сенокосу. Цена на сено вмиг стала практически недоступной. Это аукнулось небывалым джутом в Павлодарской области той же зимой. На пастбищах массово погибал скот, а в промерзших пойменных водоемах гибла рыба…
Всем было ясно: еще одна такая искусственная засуха - и уникальный уголок природы долго не сможет оправиться от последствий экологической катастрофы. Власти Павлодарской области забили тревогу, а один из местных журналистов даже обратился с письмом к президенту США Бараку ОБАМЕ с просьбой повлиять на своих соотечественников! Дело в том, что еще в 1997 году Шульбинскую ГЭС сдали в концессию на 20 лет американской энергетической компании AES.
Давно известно, что высота Шульбинской плотины не позволяет собирать столько воды, чтобы ее хватало одновременно на выработку электроэнергии и весеннее затопление заливных лугов. Плотину надо наращивать - именно на этом условии иностранцам передавалась Шульбинская ГЭС. Но свои обязательства они так и не выполнили даже спустя 16 лет! А ведь еще в 2010 году остро стоял вопрос о национализации гидроэлектростанции, когда Нурсултан НАЗАРБАЕВ дал поручение  вернуть в государственную собственность выкупленные стратегические объекты, хозяева которых не выполнили свои конт­рактные обязательства по модернизации оборудования…
Еще один бездонный поглотитель воды - Черный Иртыш. Исток большого Иртыша на территории Китая от кипучей хозяйственной деятельности трудолюбивых соседей мелеет на глазах. Уже не раз звучали мрачные пророчества, что это обернется экологической катастрофой и для Казахстана с Россией…
- В 2001 году в Поднебесной построили канал, сколько берут воды - неизвестно, - пожимает плечами Мурат Муздыбаев. - С 2002-го ежегодно проводятся казахстанско-китайские встречи по трансграничным рекам. Наша сторона пытается заключить соглашение о вододелении. Но Китай всеми силами пока упирается. Мы надеемся, что все-таки в 2014-2015 годах это произойдет и наконец будет четко оговорено, кто и сколько процентов берет воды. Но даже если вдруг Черный Иртыш полностью пересохнет, это не значит, что наш Иртыш постигнет такая же участь. Хотя для Зайсана и Тарбагатая это будет катастрофой. А в Павлодаре и Семее уровень воды в Иртыше понизится, но полностью река не обмелеет…
Известный общественный дея­тель Николай ИСАЕВ недо­умевает:
- Просто интересно, как это может быть: трагедия Зайсана пройдет бесследно для Семея? Все же взаимосвязано! За обмелением Черного Иртыша можно ждать остановку каскада ГЭС на Верх­нем Иртыше и гибель Павлодарской поймы. Иртыш от планомерного уничтожения спасет только одно - если все сообща найдут в себе силы умерить свои потребительские аппетиты и заняться его возрождением.
Тем временем пресс-служба астанинского филиала Казахского научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры заявила, что русло Иртыша разворачивать никто не собирается, а генеральная схема организации территории, по их словам, предполагает лишь переброску стока Иртыша объемом до шести кубических километров. В свою очередь, это будет в обязательном порядке обсуждаться с сопредельными государствами. При этом решать многочисленные проблемы мелеющей реки пока никто не спешит.

Милана Гузеева, фото автора, Семей

04.07.2013

Поделиться
Класснуть