8324

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Игорь Ключников: “Развязку на Райымбека -
Пушкина надо просто сносить”

Именно этой фразой характеризует все, что происходит на дорогах Алматы, бывший секретарь городской комиссии по обеспечению безопасности на транспорте Игорь КЛЮЧНИКОВ. Вместе с ним мы проехали по улицам южной столицы и попытались понять, почему в часы пик город стоит в пробках. 

В середине нулевых Ключников был одним из тех, кто следил за безопасностью на наших дорогах: проверял качество асфальтового покрытия, контролировал водителей общественного транспорта, не давал спокойной жизни полицейским. Правда, потом комиссию упразднили, решив, что она дублирует функции УДП. Опыт Ключникова мы и решили использовать для объективной оценки дорожной ситуации в городе.
Для своего импровизированного путешествия мы выбрали выходной - в будние дни устраивать такие вылазки себе дороже. Решили проехать по проспекту Райымбека с востока на запад. Это магистральная дорога, на которой всегда полно машин. Первым в поле зрения попал транспортный узел возле бывшего автовокзала “Саяхат”. Место, давно ставшее притчей во языцех, и, наверное, пример того, какой не должна быть развязка.
- Вообще-то сначала здесь планировали построить две дороги, - говорит Игорь Евдокимович. - Одна шла по Райымбека в направлении Малой Станицы, а вторая под ней - с улицы Пушкина на проспект Суюнбая. Но, насколько я знаю, не хватило денег, и было принято решение строить так, как сейчас. По идее, эту развязку нужно просто сносить и делать новую. Ведь в этом месте возникают проблемы у всех водителей, в каком бы направлении они ни двигались. Светофоры на развязке сводят к нулю смысл всей конструкции. К тому же она небезопасна. Чтобы попасть с Райымбека на проспект Суюнбая, нужно спуститься в тоннель и резко повернуть налево, здесь же стоят бетонные ограждения. Любое неловкое движение - и аварии не избежать. Немного улучшить ситуацию все-таки можно: требуется изменить цикл работы некоторых светофоров и переделать несколько знаков. Благодаря этому заторы станут меньше.
Едем по Райымбека в сторону микрорайонов. С улицы Бокейханова (бывшей Аэродромной) вверх выезжают машины и пытаются перестроиться в левый ряд.
- Видите, что происходит, - комментирует ситуацию наш эксперт. - Выходной, почти нет машин. Те, кому нужно повернуть на Байзакова, должны перестроиться в крайний левый ряд через несколько полос. Это и сейчас, в выходной, сделать непросто, представьте, что здесь творится в будни. Те, кто выезжает с развязки, создают помехи автомобилистам, которые едут по главной. И тут же возникает ситуация, характерная для наших дорог: проскочит тот, кто понаглее.

Двигаемся дальше. На одном из перекрестков не работает светофор. Проезжаем по главной.
- Повезло - выходной, - констатирует Игорь Евдокимович. - Несколько дней назад на Гоголя - Фурманова на два часа отключился светофор. Затор образовался страшный, а регулировщика нет. Метрах в пятидесяти от перекрестка - машина ДПС, я подошел к полицейскому и спрашиваю: “Чего стоишь, видишь же, что творится”. А он в ответ: “Это не мое дело”. Я только руками развел. В полиции даже мотобатальон есть, который должны задействовать в таких ситуациях, но только работы его не видно.
Впереди еще один транспортный узел на Райымбека - Розыбакиева. Считаем количество полос - четыре. А под мостом - три линии для движения. Причем почти все едут в этом направлении, мало кто уходит направо.
- Искусственно создается бутылочное горлышко, в котором моментально застревают автомобилисты, - говорит наш герой. - Это проблема всех наших развязок, они, как правило, сужаются. А количество основных полос не должно уменьшаться, наоборот, нужно делать дополнительные. И поверьте мне, это почти всегда возможно.
На выходе с развязки - автобусная остановка. Это, по мнению нашего эксперта, тоже нарушение. Остановка мешает маневру и затрудняет движение. Автобусы, скопившиеся у обочины, приходится объезжать. Результат предсказуемый - затор. Ключников обращает внимание на, казалось бы, мелочи. Например, на улице Тлендиева над крайним правым рядом висит знак, разрешающий движение только направо. Это, как уверяет Игорь Евдокимович, тоже прокол тех, кто организует движение в городе. Ведь подобное ограничение сужает движение. Похожая ситуация и на улице Утеген батыра, к которой мы уже приближаемся. Основной поток машин едет прямо, им приходится перестраиваться в два крайних правых ряда, потому что три других занимают те, кто поворачивает налево. И таких необязательных знаков, из-за которых образуются пробки, в Алматы полно.
- Мне непонятно, почему перед нашими развязками не ставят информационные щиты, на которых была бы указана схема движения, -недоумевает автомобилист. - Сейчас мы приближаемся к Саина - Райымбека. С моста уходят дороги. Куда они ведут? А если ты раньше здесь не ездил? Недавно я в первый раз попал на новую развязку, которую сделали на Аль-Фараби -Навои. Чтобы оказаться в Алмаарасанском ущелье, нужно проехать мимо Навои, потом развернуться и двигаться в обратную сторону. Но только нигде нет информации о том, что следует делать именно так. Я проскочил нужный разворот и шпарил аж до микрорайонов. Разве это дело? Построили развязку, но не подумали о тех, кто будет по ней ездить. Раньше там был надземный пешеходный переход, а сейчас его снесли и взамен ничего не сделали. А как же переходить дорогу? Причем эта проблема касается не только данной развязки, на других - та же история.

Еще одна проблема появляется, как только в Алматы проходит ливень. Многие развязки попросту заливает водой. Отводные каналы, по которым стекает вода, либо забиты мусором, либо просто не справляются с сильными потоками воды, так как рассчитаны на небольшой дождик.
- У меня такое ощущение, что инженеры и строители работают отдельно друг от друга, - подытоживает Ключников. - Взаимосвязи между этими специалистами практически нет. На бумаге одно, а на деле - другое.

Оксана Акулова, Алматы

Пересечение проспекта Райымбека и улицы Наурызбай батыра.

Несоответствие знаков (крайний левый ряд) и разметки


От редакции Даже наше небольшое путешествие по Алматы показало, как много в городе проблем. Конечно, это лишь вершина айсберга: за один раз объехать весь город невозможно. Чтобы составить карту самых проблемных с точки зрения организации дорожного движения участков в Алматы, требуется помощь наших читателей - автомобилистов и пешеходов. Сообщите на электронную почту Akulova@time.kz или в комментариях на нашем сайте о “неправильных” дорожных знаках, проблемных развязках, перекрестках, которые лучше объезжать стороной. Ваши замечания станут темой большого разговора со специалистами, организующими дорожное движение, - УДП Алматы.

Поделиться
Класснуть