14968

С больного Головы…

В суде Есильского района Северо-Казах­станской области идет процесс по уголовному делу криминального авторитета Серика ДЖАМАНАЕВА (на снимке), широко известного в узких кругах как вор в законе Серик-голова. При неудачном для себя развитии событий Джаманаев, отбывающий сейчас наказание в колонии особого режима ЕС 164/4, прозванной в народе Жаман-сопкой, рискует получить уже третью добавку к ранее назначенному сроку. Сотрудники колонии обвиняют его в злостном неповиновении их законным требованиям, то есть в отказе выходить на работы по уборке территории. Однако сам авторитет уверяет, что возбуждение этого уголовного дела явилось результатом серии провокаций со стороны сотрудников комитета уголовно-исполнительной системы, а работать ему не позволяет плохое состояние здоровья после перенесенной операции на позвоночнике.

Свой первый срок по ч. 2 ст. 132 УК КазССР Серик Джаманаев схлопотал еще в далеком 1982 году. А уже 26 мая 1996 года, по сведениям, опубликованным ИА “Прайм Крайм”, он стал вором в законе: “На воровской сходке будущего “законника” представлял его наставник, известный криминальный авторитет Александр КЛАУЗЕР по кличке Немец”.
По полицейским сводкам Джаманаев проходил не только как вор в законе, но и как глава преступной группировки, специализирующейся в основном на вымогательствах, однако привлечь его к уголовной ответственности долгое время никак не удавалось. Полицейские так старались его посадить, что порой доходило до смешного. К примеру, в 2000 году пакетик с героином в пальто арестованного Головы был обнаружен только на пятый день его пребывания... в камере.
- Понятыми были заинтересованные лица. В ходе судебного заседания они пояснили, что за их работу им обещали по 400 тенге, которые впоследствии и выдали. При рассмотрении дела мы выяснили, что были нарушены требования УПК, в связи с чем подсудимого Джаманаева суд оправдал, - рассказал тогда журналистам судья Жетысуского районного суда Алматы Бахытжан ШОШИКБАЕВ.
В дальнейшем, так и не сумев “привязать” Джаманаева к другим преступлениям, полицейские находили у него наркотики куда как более удачно и с завидной регулярностью. В результате он дважды был за это осужден, а 20 июля 2009 года сел по 259-й статье УК в третий раз, когда суд Жамбылского района Алматинской области приговорил его к 4 годам 7 месяцам лишения свободы, признав опасным рецидивистом. Уже во время этой отсидки Серик Джаманаев был признан виновным в совершении преступления за несколько сотен километров от Аркалыка, где отбывал наказание, - в организации бунта в колонии УК 161/2 города Костаная. Согласно приговору суда Джаманаев руководил бунтом по телефону, получил за это еще один срок и отправился отбывать свои окончательные 6 лет в колонию особого режима на Жаман-сопку в Северо-Казахстанской области.

Неприятности в виде нарушений режима посыпались на голову Серика Джаманаева как из рога изобилия сразу же, как только он по пути в эту колонию прибыл в следственный изолятор Петропавловска. Во время процесса в суде Есильского района вор в законе Джаманаев, человек с чрезвычайно безобидной внешностью побритого Деда Мороза, рассказывал об этом так:
- Мне из соседней камеры вдруг начал кричать полицейский-провокатор. Он рассказывал о какой-то своей ситуации, спрашивал, что ему делать, а я ответил, что ему нужна веревка с мылом. В результате его быстро куда-то увели, а я оказался в карцере. Следующее нарушение я заработал за то, что не смог надеть куртку, которую мне выдали: она была на четыре размера меньше моего. А потом я отказался убирать камеру - я ведь даже ходить не могу нормально после операции на позвоночнике - и опять заработал нарушение…
Все время после прибытия в колонию особого режима Джаманаев проводил в одиночной камере штрафного изолятора. Он жаловался на боли в спине, регулярно получал лекарства и отказывался выходить на работы по уборке территории, ссылаясь на плохое состояние здоровья. По этому поводу его даже вывозили в Петропавловск для прохождения медицинской комиссии, а в суд были вызваны эксперты и врачи. Впрочем, прийти к однозначному выводу, мог ли Джаманаев в указанные дни, когда ему записывались нарушения режима, испытывать сильную боль в спине или нагло симулировал, ни судьи, ни медики так и не смогли.
Зато материалы уголовного дела порой вызывали кривые ухмылки даже у присутствовавших в зале суда полицейских. Все показания свидетелей из числа сотрудников колонии оказались одинаковыми - словно написанными под копирку. Да и подписывали они их, судя по всему, даже не читая. А иначе как можно объяснить, что в одном из протоколов допросов вместо Серика Джаманаева указан другой отбывающий наказание в колонии ЕС 164/4 гражданин - Болат КАЙЫПОВ (см. “Камера абсурда”, “Время” от 17.1.2013 г.) и этот документ так и дошел до суда, никем не замеченный?

Показаниям свидетелей удивлялся даже председательствующий на процессе судья Кайрош АЛЬНАЗИРОВ, которого сложно заподозрить в излишнем сочувствии криминальному авторитету Джаманаеву. Однако никто из сотрудников колонии так и не смог связно ответить на его вопросы по поводу характеристик, которые они давали подсудимому. Как, например, Голова, не принимающий, согласно их показаниям, никакого участия в общественных мероприятиях, мог вообще в них участвовать, если постоянно находился в штрафном изоляторе и не имел возможности оттуда выйти? И что значат слова “предпочитает ограниченный круг общения”, написанные о человеке, постоянно сидящем в одиночной камере? Одному свидетелю из числа работников следственного изолятора даже плохо стало после вопроса судьи, смог бы он лично надеть на себя куртку, которая на четыре размера меньше, чем положено, и за что в таком случае был наказан Джаманаев. Бедолага даже вынужден был покинуть зал суда, чтобы прийти в себя и отдышаться, но так и не ответил ничего вразумительного...

Впрочем, все ляпы и нестыковки следствия вряд ли могут вызвать у кого-либо сомнения, что криминальный авторитет Серик Джаманаев будет осужден в очередной раз и получит новый срок. Ведь ст. 360 УК, предусматривающая ответственность уже осужденных за злостное неповиновение законным требованиям администрации учреждения, - настоящая палочка-выручалочка для следствия. В самом деле, посадить находящегося на свободе криминального авторитета нашим полицейским бывает весьма и весьма сложно, а благодаря этой статье держать его в местах лишения свободы можно сколь угодно долго...
Кстати, криминальный авторитет Болат Кайыпов, чью фамилию следователь, похоже, просто забыл заменить на фамилию Джаманаев, когда без затей копировал протоколы допросов, 14 января этого года Есильским районным судом был приговорен по ст. 360 УК к трем с половиной годам лишения свободы.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск

ОТ РЕДАКЦИИ У читателя может сложиться впечатление, что нам глубоко симпатичен криминальный авторитет и мы выступаем в его защиту. Отнюдь! Мы просто исходим из того, что закон одинаков для всех - законопослушных граждан и заключенных. Точно так же, как должны соблюдаться права КАЖДОГО человека - вне зависимости от того, по какую сторону колючей проволоки он находится.

Поделиться
Класснуть