Побег в Акорду
В среду, 16 января, очередное заседание по нашумевшему уголовному делу акима Карасуского района Костанайской области Асана НУРГАЗИНОВА (на снимке) не состоялось. Чиновник, обвиняемый в незаконном хранении, перевозке и ношении огнестрельного оружия (см. “Вооружен и очень… удачлив”, “Время” от 22.12.2012 г.), который находится под подпиской о невыезде, не явился в суд. Как пояснил адвокат Нургазинова, невыездной аким вместе с коллегами... был вызван на совещание в Акорду!
На вчерашний процесс явились несколько свидетелей, защитник, гособвинитель… Все - кроме подсудимого. Судья Советбек МУХАМБЕТОВ до последнего ждал, что Нургазинов все-таки явится в суд. Но тщетно. Вместо себя г-н Нургазинов прислал извещение о том, что не сможет принять участие в судебном заседании.
Как выяснилось, учитывая процессуальное положение акима, этого извещения ему отнюдь недостаточно для спокойной жизни. Представителям прессы в кабинете председателя суда №2 г. Костаная Амангельды КАЛМУХАМБЕТОВА пояснили: в ситуации “усматривается формальное нарушение меры пресечения - подписки о невыезде”, которая была взята с чиновника. А значит, вопрос об ее изменении возникает сам собой.
- Нургазинов подписался конкретно под такими словами: “Обязуюсь не покидать место жительства без разрешения органов следствия, суда”. Разрешения такового в материалах дела нет, подчеркивают служители Фемиды. Аким его у судьи просто не просил - он лишь уведомил бия о своем отъезде.
По мнению Амангельды Калмухамбетова, теперь “это прокурор должен решать”, что делать с подсудимым, нарушившим подписку.
В тот же день этот вопрос корреспондент “Времени” адресовал прокурору Костаная Адильхану ЕРЕКЕШЕВУ. А в ответ услышал:
- В данный момент эти вопросы находятся исключительно в прерогативе суда. Мы реагируем и принимаем меры - вплоть до ареста - в случае нарушения подписки в ходе следствия. Если у Нургазинова сейчас имелось разрешение суда, значит, он имел право выехать. Если нет… Мы изучим этот факт в полном объеме и к следующему заседанию заявим о своем отношении. Согласно нормам УПК при нарушении меры пресечения она может быть заменена на более строгую.
Ситуация, прямо скажем, абсурдная. С одной стороны, аким-подсудимый не куда-то уехал, а на совещание в резиденцию президента. То есть вряд ли имел умысел скрыться от правосудия. С другой - продемонстрировал махровый правовой нигилизм, начихав на процессуальные нормы. К чему приведет новый крутой поворот в деле бастыка с пистолетом (заявляющего, кстати, что его судят ни за что), станет известно на следующем судебном заседании 21 января. Если подсудимого опять не вызовут куда-нибудь “на горку”.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай