Как стирается память
Археологи и общественники на пресс-конференции в Алматы рассказали о шокирующих схемах по истреблению памятников истории и культуры.
Вот первая схема: петроглифы, могильники, древние поселения (даже те, что формально зафиксированы и внесены в список особо охраняемых) регулярно убирают из этого списка. Причина - физическая утрата. То есть особо охраняемый объект был распахан, затоплен, стал щебнем, а раз его нет, то и охранять нечего.
- У нас есть статья за умышленное уничтожение памятников культуры, но она не работает, - подчеркнул общественный деятель Мухтар ТАЙЖАН, - а сами списки памятников и охраняемых объектов каждый год меняются… в связи с утратой таковых. И никто не несет ответственности за беззаконие.
Вторую схему назвал директор ОФ "Реки без границ" Александр КОЛОТОВ. Подчеркнул, что она работает на многих реках Казахстана. Показательна ситуация с рекой Коксу, где планируется поставить десяток ГЭС, превратив живую артерию региона в мертвую цепочку водохранилищ и затопив могильники, петроглифы, частные пастбища.
- Если бы речь шла про каскад из нескольких ГЭС, - разъясняет Александр, - то проект попадал бы в первую категорию по опасности воздействия, и тогда археологическая и экологическая экспертизы были бы обязательны, как и общественные слушания. Но поскольку каждая малая ГЭС подавалась как отдельный проект, то это уже лишь третья категория опасности и совсем другие требования.
Ольга ГУМИРОВА, исполнительный директор ОФ "Охотники за петроглифами", рассказала, что уже в течение года общественность не может получить документы на строительство ГЭС на реке Коксу, где под угрозой затопления территория знаменитого скопления петроглифов Ешкиольмес.

- Более полувека это место входит в предварительный список ЮНЕСКО, - рассказывает Ольга. - Его не включают в основной список лишь по причине недостаточной изученности, хотя весь мир уже знает о местности, хранящей более 35 тысяч рисунков и множество курганов. Есть даже понятие "ешкиольмеский стиль". Кстати, под угрозой разрушения и такие ценные для местного населения захоронения, как могилы Жайнак батыра и Мойнак батыра.
Было и такое: после того как ученые или волонтеры зафиксировали курган, сняли, поставили метки и обрадовались находке, его просто стирали с лица земли, чтобы не мешал экономическим планам.
- Когда мы возвращались через полгода к нужной геолокации, там уже ничего не было, - продолжает Ольга. - И доказать ничего невозможно. В этой борьбе за историю и память нам помогают депутаты, есть много неравнодушных людей. Но чиновничья армия непрошибаемая, и то, что происходит с наследием в степи, можно назвать настоящей вакханалией беззакония.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО