Высохнут все
Пока алматинцы удивляются обилию в городе мертвых деревьев, специалисты говорят, что будет еще хуже, если и дальше не принимать системных мер.
Ситуация действительно печальная: в Алматы болеют и высыхают огромные деревья, плохо приживается молодняк, хотя каждый год тратятся огромные средства на новые саженцы. В чем же дело? Беседуем с генеральным директором Института ботаники и фитоинтродукции Гульнарой СИТПАЕВОЙ. Кстати, именно благодаря ее активности в начале лета состоялся круглый стол, посвященный озеленению городов, потому что у всех крупных городов сейчас одинаковые проблемы - начиная от изменения климата до стремительного старения зеленого фонда.
- Что хорошо, - говорит Гульнара Ситпаева, - городские власти готовы к диалогу, люди вообще понимают, что нужен научный подход, а не просто бесконечные посадки. Лед тронулся.
- Есть несколько волшебных рецептов?
- Они не волшебные, а наболевшие. Во-первых, надо отказываться от практики годовых контрактов для подрядчиков, потому что пока завершатся все бюрократические операции, мы уже опоздали с весенним кронированием и обрезкой, не успели зимой убрать сухие деревья. Вообще, должна быть работа с перспективой. Сложившаяся система однолетних контрактов убивает города. Надо срочно менять этот механизм.
- Уход за зеленым фондом - больной вопрос. Он осуществляется разными людьми, зачастую непрофессионалами.
- Совершенно верно, и должна быть какая-то координирующая структура, возможно, при самих акиматах или районах городов. Те, кто знает проблемы, кто будет отвечать за комплексный подход. Подрядчики могут быть разными, а спрос должен производить специалист.
Высаживать надо рекомендованный специалистами материал. Желательно, чтобы он был подготовлен в местных питомниках. А для этого они должны иметь план на несколько лет, госзаказ. Это опять к вопросу о контрактах на один год. У нас долгое время сажали то, что кому-то понравилось. Красивенько, но зачастую это миллионы бюджетных денег, потраченные впустую. Существует и чрезмерное увлечение хвойными породами деревьев, которые вообще плохо чувствуют себя в городе, особенно вдоль дорог. Хвойные неустойчивы к пыли и газу, не создают тени, не выделяют столько кислорода. В каждом городе, а в Алматы даже в разных районах, есть свои рекомендации ученых для посадок. И у каждого города свои особенности. Например, в Туркестане посадили павлонии, и уже на следующий год стало ясно, что это ошибка: они не выдерживают местные морозы в сочетании с ветрами. А тот же белый дерен горит на солнце и теряет декоративность. Рекомендации ученых - не закрытая, тайная информация, надо просто пользоваться ими.
- Почему с в Алматы стали сохнуть большие, вполне жизнеспособные деревья?
- Уже много лет мы говорим о разрушенной в результате застройки города арычной системе, о закатывании деревьев в асфальт. Взрослые деревья хронически, десятилетиями недополучают влагу, поэтому неизбежно болеют, слабеют и переживают раннее старение. Когда у нас в последний раз поливали крупные деревья?
- Возможно, на них влияют химреагенты, которые так активно стали использовать зимой? Соль же в итоге идет в почву…
- Про почву отдельный разговор. Нам жизненно необходимо исследовать состояние городских почв. Тем более что есть целый институт почвоведения. И рано или поздно, я думаю, мы придем к тому, что будем ставить какие-то бортики, чтобы зимой защитить от попадания соли на растения. Возможно, нужны правила использования соли в жилых кварталах, во дворах, там, где проще лопатой или малой техникой вовремя почистить снег или использовать песок. Это серьезный вопрос. И чем раньше мы задумаемся о нем, тем быстрее найдем решения. В городской среде никто не занимается изучением почвы. Мы провели исследования в Туркестане, Таразе, Петропавловске - везде игнорирование агротехнических норм, неправильное, порой варварское кронирование. Так что главная рекомендация - контроль на уровне местной власти, привлечение ученых, внимание к уже имеющимся посадкам. Все эти меры важнее, чем просто делать миллионные посадки новых деревьев, потому что на примере Алматы хорошо видно, как мы теряем уже имеющийся зеленый фонд.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы