1368

Ближе к звёздам

Обсерватория алматинского Дворца школьников ожила! Журналистам даже разрешили подняться в башенку, которая почти два десятилетия была жилищем диких голубей…

Ближе к звёздам

От зрелища захватывает дух. Небольшой купол теперь оснащен современным оборудованием и автоматикой, передовыми телескопами и электроникой. Это настоящий научный комплекс, который программируется и работает в автономном режиме. Например, можно настроить главный телескоп, чтобы всю ночь контро­лировать нужную часть неба: купол будет двигаться, а метеостанция предоставит данные о погоде. Если вдруг начнется дождь, то все аккуратно закроется до хорошей погоды. Более того, если три телескопа предназначены для ночных наблюдений, то четвертый, хромосферный, позволяет смотреть на Солнце. Главная цель не просто смотреть, а проводить научные исследования. Семиклассник Абулхаир ЧАПАЕВ уже проанализировал данные и связал солнечную активность с землетрясениями на Земле. За время работы обсерватории ребята завершили пять научных проектов, еще 10 - на финишной прямой.

Звездочет здесь соответствующий - молодой и веселый. Заведует обсерваторией Арыс­бай АКСУНКАР. Он в восторге от своей работы, говорит, что невероятно повезло - можно заниматься любимым делом и еще общаться с детьми.

Обсерватория - часть обучающего научно-технического отдела. Это не просто новое название целого направления внешкольной работы, а принципиально новый подход.

- Проектное практическое образование не собирание моделек, а совершенно другой формат работы с детьми, - рассказывает руководитель научно-технического отдела Валерий НИКИФОРОВ. - К нам уже обращаются вузы, которым нужны не просто выпускники, хорошо сдавшие ЕНТ, а те, кто видят свое будущее в современных технологиях, настоящие “головастики”, как мы их называем. В Казахстане уже работают несколько таких центров, и мы показываем серьезному научному сообществу, что ребята готовы проверять гипотезы, искать решения настоящих научных проблем, хотя для многих это непривычно. Но школьникам сейчас интересно решать практические задачи, только так можно двигаться. А самое главное, если дети будут понимать, что они нужны стране, что здесь есть проблемы, которые им по плечу, то и не надо будет уезжать.

Это раньше технические секции в домах школьников были похожи на игровые центры: собрать робота, покрасить модельку. Теперь школьники думают над серьезными вопросами - как изменить экосистему целого региона, например, семипалатинского. Именно такие данные собирал наноспутник, построенный Шолпан АМАНКЕЛЬДИ. Правда, в Казахстане его запустить не получилось, сделали это в России, но Шолпан очень гордится своей работой.

Валерий НИКИФОРОВ и Шолпан АМАНКЕЛЬДИ.

- Это первый казахстанский наноспутник, мы его подняли на высоту почти 30 км, что считается низкой орбитой, - рассказывает Шолпан. - Более 10 часов спутник собирал актуальную геоинформацию. У нас нет устройств, которые бы исследовали озоновый слой, а ведь именно там скапливаются следы пожаров и деятельности человека.

Шолпан уже окончила школу, получила приглашение из шести стран учиться на гранте. Девушка выбрала Китай, но обязательно хочет вернуться после учебы домой, потому что здесь немало задач, которые надо решать. Например, уже сейчас она занимается проблемой искусственных дождей.

- Это серьезная работа, и у нас нет права на ошибки, - продолжает рассказ Шолпан, - поэтому тут важны собственные данные. То, что можно взять из открытых источников интернета, не подходит для таких серьезных разработок. Вот чем уже полезен разработанный мной наноспутник. Мне кажется, что если мы не будем заниматься развитием страны, то никто за нас это не сделает. И я верю, что Казах­стан может стать новой цифровой сверх­державой.

А вы говорите, что тут такого - ну смотрят школьники на небо, на звезды. На самом деле все гораздо серьезнее…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть