1178

От “Целинного” останется только панно

На стройплощадку бывшего кинотеатра “Целинный” общественность приглашают регулярно, чтобы не было потом вопросов: а почему? Например, в очередной раз встал вопрос, каким образом сохранить работу замечательного советского художника Евгения СИДОРКИНА.

От “Целинного” останется только панно

Напомним, кинотеатр, построенный в 1964 году, был на тот момент самым большим в стране, к тому же служил логическим завершением улицы Калинина и закрывал собой Никольский собор, чтобы тот не бросался в глаза и не портил общий атеистический пейзаж. Украшен кинотеатр был монументальным сграффито Евгения Сидоркина, а всем известно, какая непростая судьба у такого рода вещей в Алматы.

В 2001 году предыдущий собственник здания разделил зал на два, надстроил второй этаж. Работу Сидоркина при проведении того ремонта повредили и закрыли гипсокартоном. Кино­театр обрастал закусочными, козырьками и прочей базарной мишурой - горожане страдали. В 2018-м, во время очередной тотальной реконструкции, случайно было обнаружено сграффито. К тому времени общественность уже научилась возмущаться и громко ностальгировать. Поэтому, когда выяснилось, что народ как раз эту работу ассоциирует и с “Целинным”, и с эпохой, то спасение сграффито стало центральной частью операции “реконструкция”.

По сути, сграффито - это единственное, что останется от “Целинного”. В остальном переделки серьезные, старого кинотеатра нет и не будет. Но злого умысла в том, что мы больше не увидим привычного облика здания, нет.

- По техническому заключению здание подлежало сносу, - рассказывает директор Центра современной культуры Джамиля НУРКАЛИЕВА. - Во-первых, из-за ненадлежащего качества строительства, во-вторых, сейсмонормы увеличились в три раза и “Целинный” им не соответствовал. Но мы решили бороться, поэтому был разработан сложнейший проект усиления здания.

В результате убраны колонны, снесены все пристройки, нет больше лестницы ко входу - со­временная архитектура любит, когда здание и человек на одном уровне. Пространство вокруг будет открытым и доступным. Внутри все отдано под культурные институции. Будет красиво, со­временно, функционально, но не стоит рассчитывать, что в конце года, когда состоится открытие, мы увидим что-то знакомое.

Так что сграффито становится неким знаменем истории города.

Но и тут все непросто. Чтобы провести сейсмоусиление, работу Сидоркина вырезали блоками, а потом снова вставили. Естественно, цельность утрачена. Предполагалось, что недостающие элементы поверх сейсмоконструкций восстановит сын Евгения Вадим СИДОРКИН, но, к сожалению, он ушел из жизни, не успев сделать эту работу. Поэтому сграффито останется центром здания, его легендой, но тоже претерпит некоторые изменения. Например, архитектор проекта Асиф КАН предлагает сделать его менее ярким.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее