1971

Чтоб не жаловались?

Любители генеалогии и истории бьют тревогу: если будут приняты предложенные поправки в закон об архивном деле, то получить информацию в казахстанских архивах станет еще сложнее...

Чтоб  не жаловались?
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Обсуждение поправок скоро завершится. И если будут внесены изменения, в том числе усиливающие охрану персональных данных, то фактически информацию смогут получать только непосредственные родственники. Но ведь любители проводить генеалогические исследования, люди, ра­зыскивающие родню, как раз и обращаются в архивы, чтобы выстроить такие связи. Как им тогда быть?

- Такое ощущение, что есть попытка подогнать закон о защите личных данных и закон об архивах, а о том, к чему это приведет, никто не задумывается, - переживает Виктория РЕНГГЛИ, историк-любитель. - С казахстанскими архивами и так очень сложно работать, в любой момент можно получить отказ. Надо четко обосновать интерес, и сотрудники на свой вкус определяют, в каких случаях предоставить данные, в каких - нет. Причем в каж­дом городе свои правила! Например, в Алматы вы не получите ничего, это точно, а в Петропавловске гораздо проще вести поиск.

- Проблема застарелая, - смотрит в корень юрисконсульт Борис КРУГЛОВ. - Архивы очень не любят работать с непрофессионалами, хотя закон не делает никакой разницы между учеными и людьми, проводящими самостоятельные исследования. Документы, попавшие в национальный архив, с юридической точки зрения одинаково открыты для всех. Более того, я подозреваю, что именно большое количество жалоб от частников и привело к таким поправкам. Вместо того чтобы наладить работу архивистов, проще оказалось создать законный повод, чтобы отсечь нас. И никого не заботит тот факт, что такое ограничение противоречит Конституции в части доступа к информации.

Борис уточняет, что единственная реальная проб­лема - это отсутствие временного ценза: может получиться так, что документы передаются в архив и действительно содержат личную информацию, которая еще не успела стать историей. Вот этот вопрос действительно стоило бы проработать. А при предложенных изменениях получится просторное поле для коррупции - слишком многие сейчас пытаются проследить историю своей семьи.

 - Если будут приняты новые поправки, - продолжает Виктория, - то они коснутся не только любителей, трудности будут испытывать исследователи, краеведы, ученые. Мы первыми забили тревогу, но я думаю, что если научное сообщество не обратит внимания на проблему, то ее последствия ощутят очень многие.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть