Если понимаете - моргните
Алматинцы снова фестивалят. “Hi, өнер” - это попытка горожан научиться решать свои проблемы с помощью арт-технологий. Иногда выглядело это очень нестандартно: например, чтобы показать народу, как противостоять вызовам современной нервозной реальности, людей загнали в настоящий туннель стресса!
Обалдевшие зрители попали то ли в театр, то ли стали соучастниками скандала: артисты в разных образах старательно собачились между собой, накаляя обстановку, народ беспомощно озирался и по стеночке пытался пуститься наутек. Сбежать никому не дали, но всем раздали цветные дождевики и банки с краской, мелки, карандаши - выгружать на стены и на пол негатив. Арт-терапевт Ирина БЕККЕР уверена: нас разъедают изнутри подавленные эмоции; научишься вырисовывать стресс, гнев, страх и прочие беспокойства, и не нужны тебе доктора и волшебные таблеточки.
Осень в Алматы вообще очень располагает к такой арт-безуминке. Пока что бахнули новый фестиваль в пределах одного очень культурного дворика дома на Барибаева, 36, но с претензией на то, что когда-нибудь все это выльется на улицы города. Темы для первого фестиваля взяли разные и непростые, все с прицелом на социальные. Проблема наркомании, бытовое насилие, место человека в мире, выгорание, депрессия, замаскированные страхи.
Начав с ярмарки, где одномоментно можно преобразиться в кого угодно, народ перемещался от одного арт-объекта к другому. Приходить с детьми можно было: их тут же вовлекали то в нестандартное обучение гениев, то в театр, а иногда и вовсе в бизнес. Малышне на фесте можно было коммерциализировать таланты: “толкнуть”, наконец, свои картины, поделки или съестное собственного производства.
К тем, кто закончил с селфи и рефлексией, подступали товарищи с огромным картонным светящимся телевизором. “Прямой эфир” с фестивальной площадки вели артисты Playback-театра Т.Р.И. Занятная, надо сказать, штуковина. Вещать в волшебный микрофон мог каждый прохожий, а актеры по ту сторону экрана это тут же изображали. Непростая забава такой вот современный театр - ни тебе репетиций, ни злодея-режиссера. Придумали это действо Надежда ПЛЯСКИНА и Евгения ФОРМАНЮК.
- От артиста требуются прежде всего эмпатия, умение слушать и не давать оценку историям, - загибает пальцы Евгения, перечисляя качества, необходимые для артиста play-back-театра.
Бодрящий, как бокал шампанского, арт водил народ по фестивальным закоулкам. В одном шли игра-перформанс и бурная дискуссия, что будет, когда искусственный интеллект воцарится во всех сферах жизни. В другом говорили о том, какими видят свои роли в этом мире современные мужчина и женщина. Автор инсталляции Кристина СНЕГИНА и перформер Влада ЗАСЕДАТЕЛЕВА, готовясь к фестивалю, побывали в кризисных центрах для жертв бытового насилия, прониклись историями. Получилось шокирующе, а местами и страшновато. Впрочем, как считают участники фестиваля, искусство не может и не должно быть судьей. Его задача - подсветить и направить глаза современников в ту или иную сферу.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы