1786

На страже мирного неба

Силы воздушной обороны Казахстана в этом году отмечают своё 25-летие

На страже мирного неба

Гражданскому человеку все, что связано с военной авиацией, кажется романтичным. Интересная, полная опасностей жизнь. Свои приметы, ритуалы, даже язык свой, особенный. Как иначе объяснить тот факт, что излюбленный асами оборот называть вылет “крайним” так массово ушел в народ. Этот вид вооруженных сил в армии действительно считается элитным. Но и требования к тем, чья служба - охранять мирное небо родины, более чем высоки. Умение мгновенно принимать верные решения, постоянное повышение своей квалификации, солидный багаж знаний и ежедневные перегрузки - не всякий сгодится, не каждый выдержит.

С чем сегодня встречают юбилей силы воздушной обороны страны? На каких судах летают наши асы? И, конечно, немного о буднях тех, кто день за днем на боевом посту - в небе летчики, на земле инженерно-технический состав, воины зенитных ракетных и радиотехнических войск - бережет наш общий лазурный шанырак.

Властители неба

Сегодня силы воздушной обороны, сформированные в 1998 году, самый мобильный и высокотехнологичный вид во­оруженных сил страны. Их задача - защита воздушных рубежей республики, противо­воздушная оборона важных государственных и военных объектов и, разумеется, авиационная поддержка других видов вооруженных сил и родов войск. На вооружении современные образцы самолетов и вертолетов, зенитных ракетных комплексов и радиолокационных станций, а также новейшая техника связи и автоматизированные системы управления.

Авиационный парк ежегодно пополняют современные образцы самолетов и вертолетов. Обновить их удалось уже более чем на 50 процентов.

- В этом году мы получаем 16 новых воздушных судов, среди которых 10 истребителей Су-30СМ, - говорит главнокомандующий силами воздушной обороны (CВО) Вооруженных сил Республики Казахстан генерал-майор авиации Дау­рен КОСАНОВ.

Су-30СМ создан на базе одного из самых успешных истребителей в истории авиации и лучшего самолета своего времени Су-27. Он надежный, маневренный, неприхотлив в техническом обслуживании и в то же время современно оснащен. Грозная машина может преодолевать большие расстояния без дозаправки и со значительной боевой нагрузкой. Настоящий властитель неба - в любую погоду днем и ночью он может атаковать как наземные, воздушные, так и морские цели, блокировать аэродромы противника.

- Выполнена модернизация всего парка штурмовиков Су-25, в результате которой самолет получил способность навигационного бомбометания - он может точно применять вооружение с высот, оставаясь недосягаемым для зенитных ракетных комп­лексов, - продолжает главнокомандующий СВО.

Незадолго до юбилея авиационный парк крыльев нашей армии был усилен - на столичную авиабазу прибыл военно-транспорт­ный самолет C-295MW испанской компании Airbus Defence and Space. Он оснащен самым современным пилотажно-навигационным оборудованием, способен работать в самых сложных метео­условиях, при этом экономичный в плане использования топлива и уже запущен в летную эксплуатацию. В следующем году планируется освоить самолеты А400М Atlas грузоподъемностью до 37 тонн.

Чтобы управлять такими судами нового поколения и обслуживать их, отечественные летчики прошли обучение на базе производителя. Кроме того, в этом году прибудут два учебно-тренировочных самолета чешского производства Л-410, основная задача которых - подготовка летчиков военно-транспортной авиации.

Конечно, нельзя обойти вниманием и основу армейской авиации - боевые вертолеты Ми-35М, Ми-24, транспортно-боевые Ми-17В-5, Ми-171Ш и Ми-8. Силы воздушной обороны Казахстана также используют вертолеты европейского и американского производства Eurocopter EC-145 и Bell Helicopters UH-1H-2.

Войска противовоздушной обороны оснащены зенитными ракетными комплексами дальнего действия, средней и малой дальности различных модификаций, которые способны уничтожать современные самолеты и крылатые ракеты во всем используемом диапазоне высот и скоростей.

Ведение радиолокационной разведки в войсках ПВО осуществляется радиотехническими подразделениями. Основу этих подразделений составляют радиолокационные станции сантиметрового и метрового диапазона волн. Все они прошли ремонт и модернизацию.

С 2014 года начата войсковая эксплуатация трехкоординатной радиолокационной станции (РЛС) “НУР” (GM 403). Данная РЛС французско-казахстанской разработки спроектирована на современной элемент­ной базе, имеющей фазированную антенную решетку и способной эффективно работать в условиях радиоэлектронного воздействия.

Летать нужно с душой

Кто сегодня мечтает связать свою жизнь с военной авиацией? Как и раньше, здесь больше всего романтиков. Это по духу, а вот багаж знаний будущим асам понадобится серьезный: физика, математика. И, конечно, отменное здоровье - за каждый вылет пилот теряет несколько килограммов веса. Для того чтобы переносить перегрузки, ему требуется до 8 тысяч калорий в сутки. Плюс стресс - ответственность за всех, кто находится на борту и на земле, умение быстро принимать верные решения. Кстати, когда на авиабазу привозят прессу, журналистам непременно расскажут, что пилотам положено из одеж­ды. Не стиля ради, а исключительно для безопас­ности одно из важных свойств одежды пилота - ее огнестойкость, есть противоперегрузочные костюмы, защитные шлемы, специальная обувь.

Готовят офицеров в двух специализированных учебных заведениях. В Военном институте сил воздушной обороны в Актобе обучается летный состав: военнослужащие фронтовой, армейской, военно-транспортной авиации, операторы БПЛА, инженерно-технические специалисты. Для войск противовоздушной обороны подготовка ведется в Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи в Алматы. Здесь готовят специалистов для зенитных ракетных и радиотехнических войск, войск связи, защиты информации и кибербезопасности.

С этого года учебные заведения дополнительно будут готовить младших специалистов из числа военнослужащих рядового и сержантского состава. В рамках международных договоров наши специалисты обучаются в Беларуси, Германии, Индии, Китае, России, США, Турции и в других странах.

Личный состав круглосуточно несет дежурство по охране воздушных рубежей нашей родины. Ежегодно растет интенсивность мероприятий боевой подготовки. Тренировки и учения проходят в условиях, приближенных к боевым. Все это направлено на повышение профессионального мастерства военнослужащих.

Земля не дремлет

Управление - через главный командный пункт СВО. Здесь все как единый механизм. Один пример: в частях ежедневно составляют плановые таблицы полетов, итоги всех полетов поступают на КП. Если все по правилам, то дают добро, то есть разрешение на полеты. Отрабатываются также заявки на использование воздушного пространства совместно с РГП “Казаэронавигация”. Командный пункт СВО контролирует полеты всех летательных аппаратов в воздушном пространстве Казахстана в режиме реального времени. Оговаривается использование авиационных полигонов, полеты военных судов согласовываются с аэропортами, чтобы они не помешали граж­данской авиации.

Небо только кажется таким безмятежным. Круглосуточно на дежурстве войска противовоздушной обороны. При появлении непрошеного гостя, то есть незаявленного объекта, наши военнослужащие принимают срочные меры, чтобы идентифицировать летательный аппарат.

Акцент сейчас делается на беспилотники. В авиации Казахстана приняты на вооружение китайские и израильские беспилотные летательные аппараты, но в ближайшее время на вооружении будет и ударный турецкий Anka.

И, конечно, в войсках ПВО отрабатываются задачи по уничтожению непрошеных гостей. Так, первые учения по уничтожению БПЛА в Казахстане прошли в начале года на полигоне “Сары-Шаган” в Карагандинской области. Отстрелялись специалисты зенитных ракетных расчетов хорошо. Условия боевой обстановки моделировали в режиме реального времени. Цели (малоразмерные, летящие на малой высоте, да еще и над условным населенным пунктом) вычислили быстро и уничтожили оптом.

Тяжело в учении

Важно наращивать не только вооружение, но и потенциал военных. Это и делает армию боеспособной. Силы воздушной обороны отрабатывают навыки оперативной и боевой подготовки на учениях как внутри страны, так и на международном уровне. В начале года военно-воздушные силы, а это армейская, военно-транспорт­ная и фронтовая авиация, а также беспилотники, были задействованы на первом этапе командно-штабного учения “Батыл Тойтарыс-2023”. Данное учение самое масштабное в текущем году - было задействовано свыше 2 тысяч военнослужащих и больше 1500 единиц военной техники. В ходе учения были отработаны вопросы координации и взаимодействия между силовыми ведомствами в условиях гибридных угроз.

Личный состав сил воздушной обороны также принял участие в оперативно-тактическом специальном учении “Калкан-2023” с подразделениями Во­оруженных сил Узбекистана. Там отрабатывались навыки пилотирования в горной местности и посадки винтокрылых машин на площадках, расположенных на высоте до 3 тысяч метров над уровнем моря. Летчики продемонстрировали высший класс на малых высотах на случай, если в горах засядут вооруженные формирования с переносными зенитными ракетными комплексами.

В этом году в планах - совместные учения войск объединенной системы противо­воздушной обороны государств - участников СНГ “Боевое содружество”, в рамках ОДКБ “Боевое братство” и миротворческих сил “Нерушимое братство”.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть