1377

Ушёл, чтобы вернуться

В государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит выставка памяти Олега БЕЛЯЛОВА “Прикосновение к вечности”.

Ушёл, чтобы вернуться

На стенах - более сотни фото­графий из археологических экс­педиций, в центре зала - палатка, где, кажется, только что наспех позавтракал фотограф и ушел по росе на фотоохоту. Там, в экспедициях, и проходила его жизнь: открывалось чутье, выстра­ивался кадр, ладно падал свет и, казалось, даже малая пичужка прилетала к нему за шикарным портретом. А он ненасытно все ловил в объектив - так хотелось поделиться тем, что открывалось только ему.

Кадры у него (Олег Вячеславович так и не смог определиться, кто же он - орнитолог, зоолог, кинооператор или фотограф) получались не просто замечательные. Наверное, он был еще немножко волшебник - жизнь на его фото­графиях вовсе не останавливалась. Идеальное наглядное пособие для историков, археологов. Еще бы! Олег Белялов дотошно изучал историю, этнографию, о каждом отснятом археологическом объекте мог интересно и достоверно рассказать.

Занимался иллюстрированием книг и журналов, участвовал в создании более 20 фильмов и 100 полиграфических проектов, выступал как сценарист, кино­оператор, режиссер. В последние годы жизни он снял пять авторских фильмов о природе Казах­стана. Получил награду как лучший режиссер и документалист года.

При Институте археологии имени Маргулана теперь работает фонд Олега Белялова. В день открытия выставки сын фотомастера Алексей БЕЛЯЛОВ передал в фонд имени отца его оцифрованный фотоархив. Каждый снимок будет проиндексирован, и с фото смогут работать археологи и историки.

Фотохудожник забирался в самые труднодоступные уголки Казахстана, даже альпинизмом увлекся, чтобы сподручнее было птиц снимать, до которых обычным бердвотчерам не добраться. Готовя альбом о природе Средней Азии, едва не лишился жизни.

Кстати, как раз таки об этом и рассказывает единственная на открывшейся фотовыставке картина московского художника Вадима ГОРБАТОВА. На ней человек (в нем легко узнать Олега Белялова, даже фотоаппарат на плече висит) и леопард сплелись в схватке-танце. Зрители возле нее замирают, ахают, а товарищи Олега Вячеславовича, поклонники его творчества и даже журналисты, которые слышали эту историю от самого фотомастера, с удовольствием рассказывают.

Загорелся Олег Белялов снять гнездовье пустынного сокола шахина в туркменском заповеднике Бадхыз, шел среди скал по меткам из птичьего помета и не заметил, что подобрался к “гнездовью” весьма опасной модели. Из-за камней на фотографа вылетел дикий леопард, удар мощной лапы, разъяренная пасть в опасной близости от лица. Олег Вячеславович рассказывал потом, что на всю жизнь запомнил глаза зверя. Мог бы и умереть - леопарды обычно избегают людей, но жертву свою имеют привычку убивать. Спугнул хищника спутник фотографа Владимир МОРОЗОВ. Он и вез потом друга в Алма-Ату, ставя уколы от воспаления. Эта история шуму тогда наделала, а пострадавший фотограф в туркменском лесничестве да местных больничках, куда пришлось обратиться, когда загноилась рана, даже местной знаменитостью стал: очень интересовало всех, не ядовитый ли был леопард?

Ушел из жизни Олег Белялов в 2020-м, не дожив до своего 60-летия всего месяц. Сложно было деятельному человеку, не привыкшему сидеть на месте, соблюдать карантин...

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть