Пусть всегда будет ветер!
Фестиваль воздушных змеев прошел в Есике
Организовали его три неугомонных товарища, три включенных и влюбленных в свою профессию педагога - Николай ГЛОТОВ, Михаил ЧЕРНОВ и Светлана СУЩИХ. Сколько воздушных змеев смастерили они с ребятами в своей изостудии при алматинской школе №121, готовясь к фестивалю! Сколько ночей провели, копаясь в книгах, чтобы познакомить детей с историей Алматы и его окрестностей! Ведь это прекрасно, конечно, смотреть в небо, но и к земле, по которой ходишь, нужно относиться с уважением.
Все в мыслях о высоком: “Полетит - не полетит”, ребятня рассыпается по зеленой траве. Николай Васильевич нервничает: упустили лучшее время для полетов - утренний бриз. Поворчав на пробки, раскладывает на траве коробки. Около сотни рук тянут к педагогам своих “воздухоплавающих”. Долгая дорога, детский энтузиазм на состоянии некоторых змеев сказались плачевно: где-то крылья погнулись, где-то хвост отваливается.
Хвост в этом деле действительно важен. Будет слишком длинным и тяжелым - змей не взлетит вовсе или поднимется в воздух, но тут же потеряет высоту.
- Укоротите его - делов-то! - советует Николай Васильевич. - Но если и после этого высоту не набирает, нужно изменить длину нижней стропки пут. Если ваш змей летит, но не ровно и красиво, а виляя то вправо, то влево, проверяйте равенство длины верхних стропок и подхвостка. Для хорошего змея очень важна симметрия рамки: она будет поддерживать баланс обеих сторон наверху. Проверяйте все это, пока змей еще на земле. Любое падение для него может закончиться плачевно, и починить мы его уже не сможем.
Закончив предполетную профилактику, змеи и их запускатели рвутся в небо. Кого тут только нет: драконы, птицы, бабочки, котята… Есть змеи, вдохновленные полотнами старых живописцев, а есть такие, где сразу видно: художник был голодным - с кусочком пиццы и арбузной долькой. Родиной бумажных змеев считается Китай, именно там проходят самые крупные фестивали по кайтингу. Оттуда пришло и название, ведь самой любимой формой для летающей конструкции был именно дракон (змей). На заре развития науки воздушные змеи служили и ей - в метеорологии и военном деле, спасении и исследованиях, даже при создании самолетов изучали принцип полета змея.
Нынешние участники в летном деле еще новички, поэтому конструкции у змеев самые простые - в форме ромба с каркасом из тоненьких фанерных реек. Но есть и самый почтенный летун изостудии - лазурно-желтый змей, похожий на этажерку. Такая конструкция называется коробчатой.
- И помните, что главное - это слышать ветер. Мы будем оценивать самый красивый полет и самого красивого змея, - напутствуют наставники.
Дети кивают.
Но чтобы запустить змея в небо, надо попотеть: сделав по полю несколько кругов и неудачных попыток, ребята приходят на помощь друг другу.
- Один держит змея, другой максимально разматывает леер. Подбросили - летит, - советует 10-летняя Каролина КУЦНЕР.
Она в этом деле человек уже опытный, ее змей и в потоках ветра искупался, и приземлился без потерь. А вот для многих ребят первая посадка змея стала жесткой.
Леска жжет пальцы - на них сразу вскакивают мозоли-волдыри. Но это потом, а сейчас удивительное чувство, когда ты на земле, а змей - в небе.
Как всегда, на запуске летающей “техники” - воздушных змеев, самолетиков, моделек - девчонок теперь больше, чем мальчишек. К этому педагоги привыкли, как и к тому, что усилий, чтобы заинтересовать детей, сейчас нужно прикладывать больше. Постоянно приходится конкурировать со смартфоном, куда всегда хочет сбежать молодежь.
- Приходилось искать неизбитые ходы. Заинтересовать. Увлечь. Общие фразы и работа на аудиторию здесь не всегда помогают. Нужен индивидуальный подход. Иногда и руки опускались, - вспоминает Николай Глотов. - Но поглядите на них: никто и не вспомнил про телефон, поломки сразу пытались исправлять, атаковали вопросами. Наверное, это маленькая, но победа.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы