Я проживу 120 лет!
Загорелый, подтянутый, даже зимой в шортах, майке да фуражке с надписью “Степаныч”… Встретив Александра ПОПОВА на горных тропах, алматинские туристы оглядываются вслед с улыбкой. “Мальчишке”, как он сам себя называет, 75 годиков, а на маршруте молодежь за ним не поспевает…
“Извините, сегодня встретиться с вами не смогу, уезжаю на Или, там у нас сплав, открытие сезона”… “Лена, сегодня тоже не выйдет, там двое ребят в горы поднялись, лавина сошла, поеду их спускать”... Вот тебе и пенсионер! Поймать неуловимого Степаныча, как его многие называют, удалось только в горах. Пришлось нам с фотокором топать вместе с тургруппой на водопад Горельник. Такие экскурсии по разным маршрутам горный гид Александр Попов проводит пару раз в неделю. Приходят и новички, и те, кто благодаря Попову стал опытным туристом. Вот, например, Сергей БАРЫШОК полгода лежал овощем в реанимации, а сейчас бежит впереди группы.
- Полтора месяца меня лечили от неверного диагноза - ботулизм, а оказалось, что у меня редкое аутоиммунное заболевание - синдром Гийена-Барре. В моей иммунке произошел сбой, и она начала атаковать мои же периферические нервы. В итоге меня полностью парализовало. Шансов, что выкарабкаюсь, почти не было. Помню, тогда мечтал об одном: чтобы меня хотя бы отключили от аппаратов и я смог дышать сам, - вспоминает Сергей.
Из предкоматозного состояния его врачи все-таки вытащили, ну и Степаныч помог. С ним Сергей познакомился на одной из регат, сдружились. Попов частенько навещал его в больнице, читал всякие мотивационные книжки. Ну Сергей и начал реагировать на знакомый голос, открывать глаза. Позже смог сам сделать первый глоток воздуха, сесть. А как-то раз Александр Степанович взял его под руки и дотащил до больничного окна.
- А за ними красота - панорама Большого Алматинского ущелья в снегу. Степаныч мне и говорит: “Смотри, как красиво, скоро мы туда пойдем”. Конечно, тогда я подумал, что это бредовая идея. А через какое-то время, когда я научился ходить, он привез меня в горы, и мы… пошли. Конечно, сначала было сложно, падал, Степаныч мне плечо подставлял. Сейчас уже бегаю на пики, хотя у меня первая группа инвалидности. Мой синдром никуда не делся, просто теперь я держу его в узде, - смеется Сергей.
Сам Степаныч влюбился в горы еще полвека назад. Работал тогда токарем на Алматинском домостроительном комбинате, ну и начал ходить с коллегами в туры выходного дня. И супругу брал с собой, пока ребятишки не появились. Там уж она чаще дома оставалась. Но Александр Степанович, прежде чем уйти в поход, всегда очки перед женой зарабатывал. Поповы сами родом из села Аралтобе Алматинской области. Там у них и дом, и участок в целый гектар имелся. Вот он перепашет его, засадит, а потом уже с легким сердцем мчит по горам на Иссык-Куль. Обычно две-три ночевки по пути делают, а он за день до Бостырей доходил. Потом увлекся восхождениями на алматинские пики, за все время одолел больше 20, остался только Талгарский. И зимой и летом на вершину - в майке и шортах.
- Я закалялся, обливался холодной водой, бегал босой по снегу. Конечно, многие односельчане смотрели на меня и крутили у виска. Но все те, кто так думал, уже ушли из жизни, а я еще бегаю, - подмечает Степаныч.
- Кстати, в 62 года я стал самым “молодым” студентом АГУ им. Абая, получил диплом педагога, - гордится Александр Степанович. - В сельской школе детишкам и географию, и валеологию, и информатику преподавал. Наши школьники из Аралтобе участвовали в регатах на Или и Балхаше, ну и я вместе с ними. Вот так и хожу по воде с 2000 года, конкурирую с молодежью. Но каждую регату призовое место мое, - с гордостью показывает мне свои медали и кубки Степаныч.
Кстати, на воде он не Степаныч, а Гусь. Просто на первой своей регате флага для байдарки у него не было. Зато под рукой оказалось полотенце с изображением гуся, его-то и водрузили на судно. Так теперь его свои и зовут. А нашему герою нравится, подмигивает: “Гусь, он свободу любит, как и я”.
Еще один глоток свободы для него - велопрогулки. Как-то Александр Степанович в свой отпуск махнул на велосипеде из Ташкента до Алматы, а потом в Аралтобе. Девять суток в одну сторону, легко! На другой серьезный велотур он решился гораздо позже, в 2011-м. Тогда из жизни ушла его супруга. Чтобы хоть как-то отрезвить голову и сердце от горя, решил он серьезно дать по педалям. Задумал Степаныч проехать с казахстанским флагом по республике, а потом и по миру. Нашел даже спонсора под это дело.
- Сначала был тренировочный старт. Выехал я из Алматы в Баканас, доехал до Корейской долины, и там меня кто-то сбил, я не увидел и не успел ничего понять. Очнулся, сел да поехал дальше. Потом уже паренек на КамАЗе, ехавший сзади меня, остановился и сказал, что у меня из уха кровь идет. МРТ показала, что у меня трещина в височной части. Загремел в больницу, тур отменили. Врачи мне сказали: “Больше никаких физнагрузок!” Ага. Только выписался, сел на велосипед и поехал, - улыбается наш герой.
А если сейчас, спрашиваю его, спонсор найдется, поедете? Смеется: “По миру уже на велосипеде не поеду, супругу надолго оставлять не хочу, а по Казахстану почему бы и нет?” Да, восемь лет назад Александр Степанович встретил в соцсетях родную душу, Галину Ефимовну.
- Зашла я как-то в соцсети, смотрю на фото - мужичок на горе стоит с большим рюкзаком. Симпатичный. И главное - свободный, как и я. Ну я и поставила ему лайк, общались с месяц, потом встретились, да так и не расстаемся, - кокетливо поглядывая на супруга, говорит Галина Ефимовна.
Сейчас у Александра Степановича новая идея - пробежать на майском горном марафоне Irbis Race. Уже начал готовиться. Утром усиленно занимается в местной роще скандинавской ходьбой, чаще поднимается в горы. Откуда столько запала, выносливости? Генетика, может? Да нет, убежден мой собеседник, все дело в настрое. В мыслях - сила. Он еще в 1980-х увлекся чтением аффирмаций. Вот и сейчас у него в зале на стене висит листок, а на нем надпись: “Я проживу 120 лет!”
- Вообще, ученые говорят, что ресурсы человека рассчитаны на 150 лет. Но я делаю нам с женой скидку на баловство. Иногда мы можем сто граммов себе позволить, да закусить. Поэтому 30 лет я скинул, - смеется он.
Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы