Вам и карты в руки!
Любители быстрой езды на почти игрушечных, но невероятно быстрых машинках-картах в печали. Эта гонка в 2022-м у них последняя. Пустить пыль в глаза зрителям и порычать моторами на республиканском турнире по картингу в международных классах они собрались в минувшие выходные на автодроме “Сокол”.
В ожидании старта в палатках команд царит невероятная кутерьма. Рычат моторы. Вокруг машин “танцуют” механики и пилоты. Кстати, выбрать для гонщика механика - очень ответственный шаг. Люди с меньшей щепетильностью выбирают для себя спутника жизни. Эти двое должны понимать друг друга с полуслова, более того, чувствовать друг друга без слов. Малейшая неисправность в карте или халатное отношение к работе может стоить пилоту целой секунды. Не спешите ухмыляться. Одна секунда на треке может тянуться, как кисель. Промедление может лишить победы, а поломка - жизни.
- Я пилот и механик в одном лице. Не могу найти того, кто бы понимал меня с полуслова и соответствовал моим строгим требованиям, - признается пилот Иван ПАНЧЕНКО.
Этот турнир по праву можно назвать международным: приехали спортсмены из России, Кыргызстана и Узбекистана. Участие в нем принимают около 50 человек. Есть любители всех возрастов, выступающие в классе Open. Есть подрастающая смена соколят трека, где самому юному пилоту всего девять лет. А среди мастеров выступают в том числе и аксакалы отечественного картинга, которым уже за 60. В этом году для умудренных опытом картингистов открыли новый класс kz50+.
- Автоспорт - тяжелая болезнь, вылечиться от нее невозможно. Никаких дивидендов, кроме огромных моральных, физических и материальных затрат, он не приносит, - режет ладонью воздух главный судья состязаний и отец двух титулованных спортсменов-картингистов Александр МОЛЧАНОВ. - Посмотрите на родителей наших спортсменов - они не могут оторвать взгляд от трассы. Да, это опасно, как и любой вид спорта, кроме разве что шашек. Но захватывающе и интересно!
И невероятно сложно. Один круг - 1560 метров. Самым маленьким участникам нужно намотать их 10, а профессионалам - до 15. И дело тут даже не в высоких скоростях. Спортсмену требуется хорошая физическая подготовка. Рассказывают, что заниматься картингом однажды приехали участники ралли. Это объяснимо, ведь картинг считается азбукой всех гоночных видов спорта. Отъездив сезон, раллисты ретировались: руки судорогой сводило.
Спортсмены, каждый в своей категории, появляются на старте. Люди идут на своих двоих, машины подвозят на специальных стойках. И трек, и резину перед заездом нужно разогреть. Кстати, качество резины очень важно. Есть требование: у всех гонщиков она должна быть одинаковой. В будущем по мировым стандартам в наших состязаниях появятся аналогичные условия и по бензину.
- Никакой контактной борьбы, за это я буду наказывать жестко! - напутствует гонщиков главный судья состязаний.
“Бодаться” на трассе строжайше запрещено. Но в пылу гонки случается всякое. Иногда совершенно случайно пилоты чирканут друг друга, иногда аутсайдер заезда не успеет уступить дорогу профессионалу. Бывает, и специально подпихивают противников сзади. Но это грубейшее нарушение. Трасса большая - увидеть, кто из участников решил на ней выяснять отношения, сложно. Но судьи орлиным глазом углядывают-таки нарушения. В помощь им новые бамперы на картах, так называемая “губа”, которые сминаются при столкновении, как картонные. И нарушитель уже не отвертится.
После любителей на старт выруливают самые маленькие участники. Среди них единственная участница нынешних состязаний - гонщица из Узбекистана 12-летняя Шахризода КАМОЛОВА. Девочка, пришедшая к финишу второй, уже трижды становилась чемпионкой Узбекистана. За финальным взвешиванием - вес карта вместе с водителем не должен превышать 110 килограммов - внимательно наблюдает ее отец. Он же тренер, он же механик.
- Дочка сама захотела заниматься гонками, а я, перестав выходить на трек, стал ее обучать. Она бесстрашная и очень техничная, - не скупится на эмоции Шухрат КАМОЛОВ, пока девочка скромно молчит.
Когда трассу уже достаточно раскатали, на нее выруливают суровые профи. У них даже карты серьезнее - с коробкой переключения передач. Каждому гонщику дается два заезда с 40-минутным перерывом - отдыхом для пилотов и механиков.
Начинается масштабная заруба. Причем с каждым кругом машины мимо зрителей проносятся все стремительнее, даже номер гонщика не успеваешь рассмотреть. Механики не дыша глядят на трек. А зрителей нет-нет да и окатывает облаком пыли вперемешку со срезанными травинками. Откатали! В самом крутом классе KZ-2 быстрее всех пришел к финишу алматинец Сергей БЕЛОЗЕРОВ. В классе SA-250 победил Альрами ЧАЛДАНБАЕВ из Алматы. Победителем гонки в классе MINI стал Амир ХАМРАЕВ из Ташкента. В классе Rotax Max первым пришел Александр ЧУБУРДИНСКИЙ (Караганда). В классе OK-3 кубок взял карагандинец Артемий МЕЛЬНИКОВ.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы