7017

Семь лет для 27 минут удовольствия

В Алматы открыли две новые станции метро - народ встречал составы овациями

Семь лет  для 27 минут удовольствия

30 мая, 10.00, пересечение проспекта Абая и улицы Бауыржана Момышулы. Люди спускаются в подземку. Конечная на данный момент станция, названная именем героя битвы под Москвой, уже работает. Здесь чуть раньше (пока не было ни горожан, ни журналистов) успел побывать предусмотрительный аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ.

Для большинства собравшихся это экскурсия: поглазеть, полюбоваться. Тоннель гудит - вагоны приближаются. Люди замерли - у каждого второго в руках смарт­фон с включенной видео- и фотокамерой. Зайти в вагон, проехать до следующей новой станции “Сарыарка” (она возле Family Park между проспектом Алтынсарина и улицей Саина), выйти - и снова на “Бауыржана Момышулы”.

Район спальный, густонаселенный, понять людей можно: запуска двух станций они ждали почти семь лет (давно я не видела столько счастливых лиц)! Строить их начали в августе 2015 года и обещали завершить в 2019-м. Самое малое, что с тех пор изменилось, - название конечной, сначала она именовалась “Достык”.

- Вы не представляете, как мы рады, что это наконец произошло! - воскликнула Анжелика Викторовна МИНАЕВА, которую я поймала для блицинтервью возле эскалатора. - Мы с мужем пенсионеры, живем неподалеку от станции “Бауыржан Момышулы”, но раньше не пользовались метро - у нас есть машина, ездили на ней. А сейчас, сами знаете, трудно с парковкой. Теперь проще добраться до центра города на метро - будем чаще там гулять, в театр ходить. Машину оставили, внучку взяли - и отдыхаем. Классно же!

- Почему строили семь лет?

- Основная сложность - выкуп домовладений у частных лиц на той территории, где шло строительство. Некоторые не соглашались с той суммой, которую им предлагали. Были судебные разбирательства, проблемы, связанные с ковидной пандемией, с поставкой оборудования. Все это повлияло, - вспомнил о трудностях главный инженер службы капитального строительства КГП “Метрополитен” Максат СЕЙТКУЛОВ.

Следующую станцию, “Калкаман”, - она будет расположена на пересечении проспекта Абая и улицы Ашимова (осторожно, с оговоркой “если все пойдет по плану”) - обещают запустить в 2025 году. Какие здесь подводные камни? Говорят, если они и появятся, то опять же из-за выкупа земучастков у горожан.

- Мы начали строительство станции “Калкаман”. Смонтирован тоннелепроходческий комплекс, завершены подготовительные работы, в ближайшее время начнутся горнопроходческие. Компания, которая занимается строительством, приобрела все необходимое оборудование, - поделился проделанной работой и планами Сейткулов.

- Точно все? Есть информация, что как раз оборудования-то и не хватает, - наша газета как раз об этом и писала.

- Один тоннелепроходческий щит полностью смонтирован, произведены пусконаладочные работы.

- Одного щита достаточно?

- Закуплен второй щит, ожидается его поставка.

- Когда?

- Точные сроки пока не можем сказать.

Что касается развития метро до рынка “Барлык” - там будет станция “Алтын Орда”, - то сейчас проходят конкурсные процедуры на разработку технико-экономического обоснования. Только после этого появится какая-то конкретика.

Алматинское метро стало длиннее на 3,1 километра (общая его протяженность 13,4 километра). На линии запустили 15 электропоездов (раньше их было семь), в каждом четыре вагона. Интервал движения пока не сократили (в часы пик порядка 8 минут, в обыч­ное время - 12). Говорят, сейчас это нецелесообразно. Станет больше пассажиров - сократится промежуток между движением поездов.

По планам алматинская подземка теперь будет перевозить до 85 тысяч человек в сутки, раньше эта цифра была скромнее - 45 тысяч. Но реальную востребованность новых станций мы увидим только осенью, когда начнутся занятия у школьников и студентов. А летом можно кататься свободно. Что я и сделала - поехала на работу на метро. Путь от станции “Бауыржан Момышулы” до другой конечной - “Райымбек” - занял всего 27 минут.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть