3637

Сокровища из легенды

Финал истории с каргалинским кладом: после 80 лет поисков наконец обнаружено место его захоронения, золото передано в Центральный государственный музей Казахстана, а археологи предвкушают череду захватывающих исследований.

Сокровища из легенды
Александр горячев передает в музей свежие находки.

…На красном бархате полоска желтых бляшек - музейщики, волнуясь, подписывают бумаги перед камерами, рассказывают историю клада.

Знаменитый каргалинский, или усуньский, клад - это 80 лет по­исков, упоминание во всех учебниках истории и много мистики. Сам факт первой находки даже стал частью романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей”. В 1939 году охотники из поселка Фабричный, спрятавшись от непогоды то ли в пещере, то ли в расщелине скалы, нечаянно нашли целую россыпь золотых изделий, которые и принесли в музей.

Вот так выглядит место, где был скрыт каргалинский клад.

Среди них наибольшую ценность представляла золотая диадема, инкрустированная драгоценными камнями. Предполагалось, что украшения были найдены на месте захоронения то ли шаманки, то ли усуньской принцессы. Архео­лог Борис ДУБ­ЛИЦКИЙ стал заниматься кладом, но попал в застенки НКВД. Потом началась война, и захоронение, откуда были взяты ценные изделия, с тех пор найти не удавалось: точных координат не было, только приблизительное описание местности.

Со временем краеведы, собиратели легенд, журналисты, черные копатели, археологи - все стали воспринимать клад как некую местную легенду.

- Любая находка должна быть в комплексе, поэтому так важно было обнаружить само место погребения, а не только золото из него, - рассказывает краевед Владимир САРАЕВ. - Для меня история началась в 1978 году, когда я работал в школе: коллега попросила пройти с магнитофоном по поселку и собрать воспоминания старожилов для музея суконного комбината. Один из жителей поселка рассказал, как в 1939 году нашел в горах много золота. Но описать место не мог или утаивал приметы, а когда мы попросили проводить нас туда, все время находил срочные дела и разные причины не идти. Во всех легендах фигурировало название урочища Мыношакты, но сказать, где оно находится, тоже никто не мог. Я изучил все доступные карты - нет такого названия! Уже потом выяснилось, что это старое забытое имя Ерменсая.

В Центральном госмузее выставлено немало золотых изделий, ранее обнаруженных на территории Казахстана.

Владимир рассказал, что много лет спустя случайно поговорил с дочерью человека, участвовавшего в обнаружении клада. Она к тому времени уже жила в России и рассказала, что дома было какое-то старинное золото и своему сыну на свадьбу она выделила часть, чтобы сделать кольца. Краевед в надежде найти пещеру обращался и к геологам, но специалисты сказали, что в данной местности нет и не может быть ничего подобного.

Практически чудом место погребения в 2019 году обнаружил житель поселка Ермек МЕНЯНБАЕВ, которого тоже волновала эта легенда. Оказалось, что захоронение находится не в пещере, а в нише под камнем на непроходимом склоне, заросшем колючим кустарником и заваленном валунами. О находке оповестили археологов. Каким-то образом информация и точные геоданные захоронения просочились к черным копателям, и волонтерам пришлось выставить посты и круг­лосуточно сторожить находку до приезда профессионалов. Ученые организовали экспедицию, и оказалось, что вся местность - настоящий Клондайк для исследователей.

Диадема из клада, найденная в 1939 г.

- В 2020 году была разработана программа по изучению каргалинского комплекса, - рассказывает археолог Александр ГОРЯЧЕВ. - Там богатейшее культурное наследие, и клад лишь самая известная его часть. То, что мы нашли сейчас, - это, видимо, детали, выпавшие при дележке находок: 12 бляшек и четыре пластины. Народу перебывало там много, потому что находили мы монеты разных годов, нож, изготовленный на суконной фабрике, и даже закопанный советский пакет из-под молока. То есть люди частенько останавливались под камнем укрыться от непогоды или искали клад. Скрытность и труднодоступность места говорят о том, что, возможно, захоронение принадлежит шаманке. В Ерменсае мы также нашли хозяйственные стоянки, поселения. Материала для исследований там не на одно десятилетие научной работы. Здорово, что у нас подрастает хорошее поколение молодых археологов. Думаю, соблазним кого-то этой работой.

В полукиломет­ре от захоронения есть скопление петроглифов, неподалеку - неоткрытые курганы, зернохранилища. Все это обнаружено и задокументировано в процессе экспедиции, все говорит о том, что ущелье Каргалы - настоящая сокровищница и будущий туристический маршрут.

- Я не археолог, но коренной алматинец, та самая заинтересованная общественность, - рассказывает волонтер Дияз БАЙСЕИТОВ. - Мы привыкли считать, что казахи - кочевники, хотя сплошь и рядом есть свидетельства оседлой цивилизации наших предков. Кочевники не могут построить акведук с постоянным уклоном в один градус, а такое сооружение есть в этой местности. Так что все эти знания обогащают нас и дают новый взгляд на прошлое. Повезло, что к находке пришел честный человек, Ермек, потому что сейчас у каждого второго любителя приключений есть металлоискатель, а поиск сокровищ в степи стал очень популярен.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть