5622

Хождение по профессиям

Для проекта, воспевающего людей труда, фотографу Никите БАСОВУ не удалось запечатлеть известного политика или звезду. Но это не повлияло на прекрасную идею - показать представителей разных профессий, сделать портреты людей на рабочем месте.

Хождение по профессиям

Есть немного плакатности, немного пафоса, но такова была задача автора - показать важность, значимость каждой профессии, даже если кому-то это напоминает старый добрый соцреализм. Сейчас все сто работ серии можно увидеть в одном из залов музея искусств имени Кастеева.

На открытии был даже некий ажиотаж с напитками, танцовщицами и бомондом. Дело в том, что Басов - успешный фотограф, обладатель нескольких профессиональных наград. А вот эту серию делал почти два года исключительно для души, без какой-либо коммерческой перспективы.

- Все эти съемки происходили параллельно обычной жизни, - рассказывает Никита. - Я и деньги зарабатывал, мотался по стране и вел бесконечные переговоры, искал, где и как можно сфотографировать представителя той или иной профессии. С кем-то было легко. Например, сантехника снимал рядом с домом, и хотя герой кадра не очень понимал, чем ценны трубы в элеваторной и его фигура, но относился к фотосессии философски: надо значит надо. Водитель такси без долгих уговоров согласился приехать в нужную точку и попозировать для задуманного кадра. Но были и такие профессии, которые не дались совсем. Некоторых профессионалов для участия в проекте приходилось уговаривать и даже платить им...

Одним из тех, кому пришлось заплатить, чтобы снять его на рабочем месте, по словам Никиты, был могильщик.

- Изначально в моем списке были политик, причем из числа топовых, значимых, и… патологоанатом. Но ни с тем ни с другим договориться не удалось. Политики - люди закрытые и на всякий случай против публичности. А патологоанатомы, к которым я обращался, мало того что считали фото на их рабочем месте неэтичными, так там еще надо было добиться разрешения на съемку от начальства.

К каждой съемке фотограф подходил основательно, многое узнавал, но приходилось еще разбираться в бюрократических тонкостях.

- Например, теперь я знаю, что морги подчиняются Министерству юстиции и горздраву. Первая контора отказала в съемках, сославшись на вирус, во вторую просто не пробиться. Можно было пойти банальным коррупционным путем, но для проекта мне нужно было не рабочее место, а лицо человека в профессии - это главное. Тут тайком не получится, - признался Никита.

Он рассказал, что многого добивался по знакомству, через целую цепочку людей. Например, безумно трудно было получить разрешение на съемку шахтеров. Зато, спустившись с ними в забой, наблюдая рабочих, Никита загорелся идеей сделать отдельный репортаж про нелегкий труд горняков.

- На самом деле из многих фотографий выросло желание сделать отдельные проекты. Потому что, когда я поднимался с теми же шахтерами, понимал, что они закончили непростую вахту, и видел, как блестят их глаза, как они гордятся своим трудом, мне хотелось показать это. Да, весь этот проект про профессии - чистое самоудовлетворение и кайф. Я тоже люблю свою работу, но если буду заниматься только коммерческими съемками, тем, что дает заработок, то умру от скуки, - признался Никита.

У него даже свой девиз есть: “Все должно быть по любви, и профессия тоже”.

- Если ты счастлив, делая свое дело, то обязательно будешь успешным. Жизнь вообще должна стоять из удовольствий, - продолжает он.

Какого-то принципа в отборе профессий не было. Конечно, хотелось показать многие социально значимые, но если переговоры и поиск героя затягивались или заходили в тупик, Никита не расстраивался. Как только набралось ровно сто портретов, он закрыл проект и посчитал свою миссию выполненной.

- Да, я сказал себе: “Стоп, что есть, то есть”. Реально устал от этого проекта. В любом случае я его сделал, и он закончен, продолжать и дополнять не вижу смысла. Очень хочется показать его и в столице, и в других городах Казахстана, но это уже если найдутся единомышленники.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть