1396

Когда твой сосед - снежный барс

В Медеуском и Бостандыкском районах Алматы обитают снежные барсы! Хвостатым горожанам даже оформили паспорта с пропиской

Когда  твой сосед - снежный барс
Алексей ГРАЧЕВ.

Сейчас в радиусе 30 километров от Алматы живут 23 снежных барса, из них непосредственно в черте города - пять-семь особей. Первых ирбисов-алматинцев фотоловушки (сейчас на территории Алматинского заповедника и Иле-Алатауского национального парка их более 50) зафиксировали в 2015 году. Благодаря им удалось определить численность, пол и примерный возраст зверей, следить за состоянием их здоровья и видеть, размножаются ли они. А еще по уникальным рисункам на шкуре можно идентифицировать отдельных барсов и присваивать им фотопаспорта, что и сделали ученые.

- Сегодня снежный барс обитает в черте современных границ Алматы, но будет ли так и дальше, во многом зависит от самих алматинцев, - говорит зоолог, руководитель Центра мониторинга снежного барса Института зоо­логии Минобрнауки Алексей ГРАЧЕВ. - Человек захватывает все больше территорий - мест обитания ирбисов, и это может отрицательно сказаться на них. Весной 2020 года во время карантина мы исследовали записи с фотоловушек и получили ошеломительные результаты. Из-за ограничительных мер алматинцы практически не ходили в горы. Снежные барсы и другие редкие хищники (тянь-шаньский бурый медведь, туркестанская рысь) начали появляться в тех местах, где до пандемии бывало много людей. Звери возвращались в привычные места обитания, из которых несколько десятилетий назад их вытеснил человек.

Мониторинг 2021 года показал обратное: карантин ослабили, народ хлынул в горы, и снежные барсы перестали появляться даже в тех местах, где их постоянно фиксировали до пандемии. Вдобавок люди похитили несколько фотоловушек, в том числе те, что были установлены в самых труднодоступных местах.

В начале 1990-х в Казахстане обитало от 80 до 100 барсов. За десять лет до этого (в 1980-х ученые провели последнюю на тот момент перепись горных леопардов) - в два раза больше. Только сегодня мы приблизились к этой цифре: в начале нулевых ирбисов было 100-110, через десять лет - 110-130, сейчас от 140 до 180. Постепенно барсы возвращаются в родные места. Один из примеров - группировка, как говорят ученые, снежных барсов, которые живут в пустынных горах в нацио­нальном парке “Алтын-Эмель”. До недавнего времени считалось, что хищные кошки навсегда ушли оттуда.

- Барсы быстро могут освоить новые территории, но уже не в Казахстане, а в соседних странах. Гораздо больше времени уходит на то, чтобы они вернулись в родной ареал обитания, - говорит Грачев. - Одно из таких мест - горные окрестности Алматы. Здесь барсы расселились через десятки лет после создания заповедников и национальных парков. Сейчас в некоторых урочищах вокруг города ирбисы встречаются уже на высоте 1200 м. Это примерно уровень Кок-Тобе! В основном так низко они спускаются зимой, но там, где фактор беспокойства со стороны человека минимален, это происходит и летом. Мы предполагаем, что у ирбисов, обитающих вблизи Алматы, постепенно формируется безбоязненное отношение к людям. Вероятно, животные перестали воспринимать их как врагов.

Осенью в визит-центре “Аюсай” проходила Неделя снежного барса. Ученые и экологи рассказывали гостям о животных и сосуществовании человека и ирбиса. Именно тогда горожанам предложили дать имена барсам-алматинцам. Подобный конкурс объявили впервые. Условий было несколько: имена должны соответствовать полу, быть оригинальными и связанными с Алматы.

Алтын, 7-8 лет.

- В черте города и в непосредственной близости к нему живут семь барсов: пять самцов и две самки. В среднем им пять-шесть лет, самому старшему - около десяти. У каждого из этих ирбисов есть потомство, но детеныши уже взрослые и живут отдельно, - рассказывает директор общественного фонда Wildlife Without Borders Дина КОНЫСБАЕВА. - В конкурсе участвовали около 400 человек, в основном дети и студенты. Они предлагали самые разные варианты, но выбирали имена специалисты, имеющие отношение к этой теме: зоологи, экологи, защитники природы. В итоге барсов решили назвать Балуан, Алтын, Тауханы, Корған, Тақсыр, Карсұлу и Томирис. Учитывали множество факторов, старались выбирать так, чтобы имена подходили животным. Балуан очень похож на борца, он мощный, сильный. Корған - самый старый самец, он действительно защита и опора для всех. Карсұлу - снежная красавица с глазами разного цвета: синего и желтого. Мы объявили имена не только животных, но и тех, кто их придумал. Люди должны почувствовать свою сопричастность, это очень важно. Мы знаем, что алматинцам приятно осознавать, что рядом с ними живут барсы, пусть мы их и не видим. Их волнуют проблемы сохранения этого редкого вида.

Томирис, 7-8 лет.

Алматы постоянно растет, в том числе в сторону гор (здесь строят гостиницы, прокладывают туристические тропы, чуть ли не жилые комплексы возводить собираются). Ничего хорошего ирбисам это не сулит: в будущем они могут уйти с исконных мест обитания.

- Мы должны задуматься и переосмыслить наше отношение к природе, пересмотреть существующие стратегии охраны и использования окружающей среды, - призывает Алексей Грачев. - Нужно усилить природоохранный потенциал природных парков близ Алматы и сфокусироваться на сохранении среды обитания снежного барса. Но пока мы наблюдаем обратную картину. Когда начинаются какие-то стройки в горах, никто не спрашивает мнения специалистов-зоологов. Это может привести к плачевным последствиям.

Балуан, 5-6 лет.

Организаторы конкурса создали сайт savesnowleopard.kz, на котором появятся фотопаспорта барсов-алматинцев и другая информация о них. Теперь каждый сможет следить за их жизнью: родилось ли потомство, была ли какая-то травма… Это не просто попытка привлечь внимание к ирбисам, а большая научная работа. На ее основе ученые будут предлагать всем заинтересованным сторонам рекомендации по сохранению барсов. Лишь бы найти на это финансирование ну и, конечно, оказаться услышанными.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть