1849

Люди садов и шатров

Письмена с древних глиняных табличек, найденных в Туркестанской области известным археологом, профессором Александром ПОДУШКИНЫМ, наконец удалось расшифровать, и мы узнали, как жили люди близ нынешнего Шымкента 2000 лет назад и даже как звали начальника местного войска.

Люди садов и шатров

Этот год начался для доктора исторических наук профессора Южно-Казахстанского государственного педагогического университета Александра Подушкина с приятного сюрприза: ему позвонили из акимата Туркестанской области и предложили приехать на торжественное вручение награды. Какой, ученый даже не знал.

- По состоянию здоровья на тот момент я не смог присутствовать, - делится Александр Николаевич. - Я, конечно, расстроился, поскольку это событие и торжественное, и важное, ведь не каждый день награждают. Однако мне сказали, что награду передадут в тот вуз, где я работаю.

Через несколько дней Александру Николаевичу в стенах университета вручили Почетный знак Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) “За заслуги в развитии культуры и искусства”. К слову, за все время существования СНГ чуть более 200 человек удостоились этой награды.

- Конечно, я был приятно удивлен тем, что мои заслуги в области культуры и искусства оценены не только в Казахстане, но и на пространстве СНГ. Я всю жизнь занимался популяризацией истории культурного наследия нашего государства на самом высоком уровне - международном, межгосударственном, - рассказывает Александр Николаевич.

30 лет жизни археолог посвятил изучению древнего городища Культобе в Арыси. Специалист открыл уникальные памятники древней письменности - он обнаружил 18 фрагментов глиняных кирпичей-таблиц с надписями II-I веков до н. э. и IV века н. э., принадлежавших малоизученной древней скифской цивилизации Кангюй.

Артефакты были высоко оценены в научных кругах. Подушкин стал первым казахстанским ученым, кто представил свои находки во Французской академии наук. 20 лет палеолингвисты мира ломали голову над письменами с табличек, понемногу, по кусочкам расшифровывая отрывки и разбирая их смысл.

В прошлом году во время археологической экспедиции Центрального государственного музея Казахстана в раскопках найден цельный обожженный керамический кирпич более чем с 200 знаками. Сенсационность находки в том, что впервые археологами на территории Казахстана найден полный текст античной письменности, который подтверждает существование на юге Казахстана развитой цивилизации на рубеже тысячелетий. По предположению начальника экспедиции профессора Подушкина, этот вид письменности - имперское арамейское письмо. И наконец-то удалось полностью прочесть всю запись!

- Кто все-таки смог расшифровать древние письмена?

- Расшифровывал это письмо выдающийся палеолингвист, академик Лондонского университета Николас СИМС-УИЛЬЯМС. Он установил, что мы впервые видим правильное звучание кангюйского имени - Сападане. Так звали начальника чачского войска. До этого считалось, что это титул военачальника.

- О чем еще сообщается в найденной табличке?

- Там имеется очень серьезная информация для археологов и историков, которая касается древней истории нашего края. Речь идет об основании города, социальных группах, которые на то время проживали там, а это 2000 лет назад. Там впервые фигурируют номады-кочевники под словосочетанием “люди шатров”. В тот период на территории современного Южного Казахстана существовало полиэтническое общество, включавшее такие этносы, как поздние саки, азиатские сюнну, сарматы и собственно кангюйцы. Кроме того, в состав кангюев входили оседлые земледельцы, которые фигурируют как “люди садов”, и номады - “люди шатров”, - подчеркивает историк.

- “Люди садов”, “люди шатров” - звучит поэтично и совсем не вяжется с общепринятым утверждением, что кочевники - это варвары, совершавшие набеги на мирных оседлых соседей.

- Замечу, что из текстов кангюйской письменности высвечивается этот очень важный момент: начиная с древних времен номадов-кочевников, как правило, называли варварами, разрушителями. В нашем же случае “люди шатров” оказались причастны в какой-то степени к основанию города. То есть присутствует созидательный момент. Все это разрушает общеизвестный стереотип о том, что культура номадов разрушительная, что это были варвары чистой воды.

- Получается, что местным жителям все-таки удавалось находить общий язык?

- Оседлые земледельческие цивилизации и союзы племен номадов не всегда конфликтовали и вели военные действия друг против друга. В основном они мирно сосуществовали, так как взаимно дополняли друг друга в плане обмена жизненно необходимой продукцией. У номадов был скот и его производные, у оседлых племен - зерно, ремесленные изделия. Такой социальный симбиоз надежно обеспечивал все необходимое для жизни людей в древности. Сама материальная и духовная культура кангюйцев синкретична, она земледельческо-скотоводческая. В ней достаточно четко фиксируются традиции высокой оседлой цивилизации и не менее значимые традиции в культуре кочевников-номадов.

Археологические находки свидетельствуют, что на территории современной Туркестанской области и Шымкента в течение 2000 лет сосуществовали разные этнические государства, и такое понятие, как “социальная толерантность”, ведет свой отсчет с древних времен.

Ирина КАЗОРИНА, фото предоставлены Александром Подушкиным, Шымкент

Поделиться
Класснуть