12393

“Семьями приходят…”

Поучаствовать в добровольной вакцинации и получить 200 тысяч тенге. Как это происходит?

“Семьями приходят…”

Официально о начале третьей фазы испытаний казах­станской вакцины от коронавируса QazCovid-in объявили в конце декабря. Ее должны получить 3000 добровольцев в трех центрах (по тысяче человек в каждом): городская поликлиника №4 и научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга в Алматы, а также многопрофильная клиническая больница Тараза. Я узнала об этом, когда мне в WhatsApp скинули сообщение: “Вакцинация добровольцев отечественной вакциной будет проходить… Доброволец награждается денежной выплатой 200 тысяч тенге (без вычета налогов)…” И решила съездить в четвертую поликлинику, посмотреть что да как. Оговорюсь: интересовало меня не качество вакцины QazCovid-in (ее эффективность и безопасность как раз и выясняют), а, скажем так, сам процесс испытаний.

Позвонила в поликлинику.

- Я хочу прийти на добровольную вакцинацию. Она еще идет?

Дело было в минувшую пятницу.

- Идет. Какие требования? Если вы не болели коронавирусом, у вас нет хронических заболеваний - сердечной недостаточности, сахарного диабета, аллергии - и вы не планируете беременность, то можете приходить. По поводу вознаграждения: 200 тысяч на руки сразу не дают, их разделят на несколько траншей. Когда и какую сумму заплатят, сможете уточнить на приеме, тонкостей я не знаю.

- Много людей приходят?

- Много. Семьями приходят, врачи из поликлиник вакцинируются.

- Все такие сознательные или хотят деньги получить?

- Я бы и сама с удовольствием пошла, тем более это наша, отечественная вакцина. Но мне здоровье не позволяет - отказали. А пока (тьфу-тьфу-тьфу) все идет хорошо, никаких осложнений у тех, кто вакцину делал, не было. Приезжайте, ее ставят на голодный желудок с 6 до 11 часов утра.

В первый раз я приехала в поли­к­линику в пятницу. В фойе стояли человек тридцать. Честно признаюсь, сразу и в голову не пришло, что все они на вакцинацию.

- Я на добровольную… - не успела договорить, как сотрудница поликлиники, встречающая всех у входа, указала на хвост очереди.

Повертелась, перекинулась парой слов с соседями по очереди - студенты, сотрудники других поликлиник. Прикинула: если стоять до победного, моя очередь подойдет через пару часов. Развернулась и ушла. Но зато успела выяснить, по какой схеме все происходит.

Регистрация добровольцев идет в специально отведенном для этого месте. Их данные вносят в базу, они заполняют и подписывают согласие на участие в вакцинации и отправляются к врачам. Главный документ - договор, там есть пункты о вознаграждении, страховании на случай осложнений и о конфиденциальности участия в добровольной вакцинации. Поэтому я не могу указывать даже имена тех людей, с которыми пообщалась в поликлинике. А фото- и видеосъемка в медучреждениях по всей стране запрещена распоряжением главного санитарного врача.

В субботу, когда я приехала во второй раз, на регистрации никого не было. Узнала, что врачи принимают на четвертом этаже, и поднялась туда, надеясь найти добровольцев. Сама я вакцинироваться не думала - все равно не прошла бы из-за проблем со здоровьем.

В коридоре у разных кабинетов рассредоточены человек десять - одни только пришли, вторым вот-вот поставят вакцину. У всех на руках договор и памятка волонтера: в каком порядке и в какой кабинет заходить. Сначала необходимо сдать анализы: самый главный - на антитела к коронавирусу. Те, кто перенес ковид, прививку не получат. Кроме этого медики должны убедиться, что человек здоров и у него нет хронических заболеваний. Это (как и возраст младше 18 лет или старше 60) противопоказание для участия в испытаниях.

В коридоре знакомлюсь с двумя девушками, они ждут приема к врачу вместе с мамой. “Семьями приходят”, - вспоминаю слова сотрудницы регистратуры.

- Мы о добровольной вакцинации узнали в интернете, - говорят они. - Посоветовались. Решили пойти. В любом случае придется прививаться. Чем потом платить за вакцину, лучше сейчас ее сделать - еще и деньги за это получить.

- Что сказали по поводу денег?

- Платить будут начиная со второго визита, - говорит одна из девушек. - Мы должны прийти через 21 день, чтобы получить вторую дозу вакцины, тогда нам переведут 40 тысяч тенге, потом еще два раза по 40 тысяч, а в конце - оставшиеся 48 тысяч. Итого 168 тысяч тенге - это уже с вычетом налогов.

- Так делают, чтобы люди не пропали сразу после вакцинации, - верно замечает другая девушка.

- Кому-то из знакомых говорили, что идете сюда? Вас не пытались переубедить?

- Нет, это наше семейное решение. Риск? Он всегда есть. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское!

В этот момент к нам подходит мужчина лет сорока пяти:

- Только что поставили вакцину.

Ему явно нужно поделиться впечатлениями.

- Не больно?

- Нет. Мне интересно: когда можно водку пить?

- Нельзя теперь пить, - народ вокруг тут же оживляется и подключается к обсуждению. - Говорили, что во время вакцинации ни-ни.

- По-моему, через три дня можно, - полушутя сам же и отвечает вакцинированный, а потом добавляет серьезно: - Я в войсках химзащиты служил. Мы в противогазах ходили, знаю, что такое вирусы. Как услышал, что вакцину можно поставить, приехал сюда. Мне говорили: “Не ходи!” Но скоро все пройдут через это, так уж лучше сейчас. Вознаграждение? Деньги важны, но не только из-за них я решил вакцинироваться.

- Вы во сколько пришли?

- Часов в восемь утра, - ответил он. (Я посмотрела на часы - одиннадцать. - О. А.). - Сейчас еще два часа подожду - и домой.

После вакцинации (часть добровольцев, кстати, получают плацебо, это обычная практика для подобных испытаний) человек два часа остается в поликлинике под присмотром врачей. Вечером участнику исследований должны позвонить еще раз, чтобы убедиться, что все в порядке. Прийти в поликлинику нужно будет еще четыре раза: на 21-й день доброволец получает вторую прививку (QazCovid-in - двухфазная вакцина), на 42-й, 90-й и 180-й день проходит осмотр. Все это время волонтер должен вести дневник - записывать, как он себя чувствует.

Один из разработчиков вакцины QazCovid-in, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией особо опасных инфекционных болезней НИИ проблем биологической безопасности комитета науки Мин­образования Лесбек КУТУМБЕТОВ, как и шесть его коллег, первым вакцинировался в конце июля, тогда еще шли испытания на животных.

- Нам нужно было понять, как мы будем чувствовать себя после вакцинации. Плюс хотелось защититься от коронавируса: если бы кто-то из нас заболел, работу по созданию QazCovid-in пришлось бы остановить. Считайте, сколько прошло. Почти полгода? Никаких осложнений, никто из нас не заразился ковидом, все в строю, - рассказал он мне. - Да, сразу после прививки был озноб, чуть болела рука в том месте, куда поставили укол, но это нормально - обычная реакция. Я считаю, что результат положительный. Мы гарантируем безопасность этой вакцины.

- Добровольцев начали вакцинировать в конце декабря?

- На самом деле, не совсем так: с сентября вакцина проходила две фазы клинических исследований, в которых участвовали добровольцы. В первой - 44 человека, во второй - 200. Они тоже проводились в Алматы. Все по той же схеме: объявление, вознаграждение 200 тысяч тенге. Ни у кого из них жалоб не было, только допустимая реакция организма на вакцину.

- Почему для исследований выбрали именно Алматы и Тараз?

- Не мы выбираем точки исследования, это рекомендации Минздрава. Нужно понимать, что клинические исследования - это непростая работа. Во многих областных центрах нет такой прак­тики и, соответственно, оборудования и специалистов. Поэтому выбор не так широк. Алматы - это мегаполис, здесь и людей больше, быстрее можно найти добровольцев, и есть необходимая для работы база. А Тараз выбрали потому, что наш институт и завод, где будет производиться вакцина, находятся в Жамбылской области.

- Вознаграждение 200 тысяч - это не мало?

- Нет специального регламента, в котором говорилось бы, сколько нужно платить добровольцам. Размер вознаграждения зависит исключительно от тех финансовых средств, которые институту как разработчику вакцины выделяет государство. У нас есть определенная сумма на клинические исследования. Естественно, мы предварительно сделали калькуляцию расходов. И получилось, что сможем платить добровольцам по 200 тысяч тенге. С одной стороны, это способ заинтересовать людей. Если не платить, вряд ли получится набрать нужное количество добровольцев. Кроме этого мы понимаем, что человек тратит свое время, сдает анализы, сообщает информацию о себе. Это нужно компенсировать.

Испытания проводят независимые исследователи, с которыми институт - разработчик вакцины - заключает договор. Они систематизируют данные, в которых описывается состояние каждого добровольца, и составляют сначала промежуточный, а затем и заключительный отчет. По идее, он должен появиться в мае.

Оксана АКУЛОВА, фото автора и с сайта primeminister.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть