2182

Нина - это вам не реквизит

В кукольный театр пришли взрослые зрители и испытали шок. Люди плакали...

Нина - это вам  не реквизит

Погружение в действо началось задолго до начала премьеры: в беседке возле здания Шымкентского театра кукол, напоминавшей палату военного госпиталя, зрителям раздали листовки с текстами песен военных лет. А еще зрители получили пайку черного хлеба в 125 граммов от фронтовички в гимнастерке. Люди в возрасте прекрасно понимали значение этого кусочка хлеба, а вот молодежь удивленно смотрела на него: если это бутерброд для подкрепления, то почему на нем даже масла нет?

...А по фойе театра в это время молодой солдатик тянул радиосвязь, на ступенях лестницы сидели партизаны.

Когда зрители вошли в зал, они были готовы к тому, что речь пойдет о войне. Тяжелой. Сложной. Но при чем здесь куклы?

А все дело в том, что Шымкентский театр кукол пригласил всех на постановку по рассказу Кира БУЛЫЧЕВА “Можно попросить Нину?”. На сцене были только двое: актер и кукла. Сценарий по рассказу написала, а если точнее - адаптировала к современным реалиям, художественный руководитель театра кукол Антонина МАЛЮЧЕНКО.

- Что побудило вас поставить не очередную сказку, а обратиться к такой сложной военной тематике?

- Постановки о войне и раньше были, но в таком формате первый раз. Мы решили сделать иммерсивное шоу, когда зритель полностью окунается в атмосферу. Всего были задействованы 30 актеров русской и казахской трупп театра. Много пьес прочитала, много материала перебрала, а потом вспомнила о небольшом трогательном рассказе Кира Булычева “Можно попросить Нину?” и поняла, что именно так можно рассказать о войне без войны. Если у Кира Булычева события происходят в 1942 и 1972 годах, то на сцене театра кукол - в 1942-м и 2020-м, - рассказывает худрук.

Главный герой Вадим, Вадик, Вадим Николаевич (актер Константин ОРЛОВ) на сцене театра кукол сидит за ноутбуком, говорит по мобильному телефону. А на просьбу деда-фронтовика приехать отвечает, что сильно занят. Но все меняет один звонок. Звонок в прошлое.

Герой набирает номер и просит пригласить Нину. В этот момент на сцене и появляется кукла. Девочка из далекого военного 1942-го. Она одна в промерзшей комнате, на окнах наклеены бумажные ленты, горит слабый свет керосиновой лампы. Герои не понимают друг друга, ведь каждый живет в своих реалиях. Нина ждет, когда мама принесет ей пайку хлеба из госпиталя, а у Вадима холодильник ломится от деликатесов.

А зрители в зале давно уже забыли, что перед ними кукла, они видят ту самую девочку, которая вздрагивает от бомбежек, боится воя сирен. И люди плачут, не стесняясь своих искренних слез.

- Вы ожидали такой реакции? - спрашиваю Антонину Малюченко.

- Наш театр впервые ставит спектакль 13+. Мы хотели без автоматов, без выстрелов рассказать о войне. Это очень трогательный рассказ, проникающий в такие глубины души, о которых человек может и не догадываться. Я вообще люблю спектакли на двоих, ведь именно через диалоги со сцены можно выстроить диалог со зрителем.

- Вы играли Нину. Зритель вас не видел, а вы его видели. Эмоции не захлестывали?

- Не то слово! В какой-то момент я допустила непрофессионализм, поддалась общей зрительской реакции и плакала совсем не теат­рально, а так, как могла плакать моя героиня. Признаюсь честно, свою Нину я не отдаю в реквизиторскую. Мы с куклой сроднились, она часть меня. Мы с ней дышим одинаково, мы с ней на одной волне. Вообще, куклы - они живые, если не чувствуешь с ними тесную связь, если нет единения - спектакль не получится. Нина - часть меня, моего отношения к войне, к людям, которые через нее прошли.

- Вы ввели в спектакль деда-фронтовика, которого у Кира Булычева не было. Почему в этом возникла необходимость?

- Дело в том, что у Булычева герой Вадим сам фронтовик и вспоминает о том, как, играя с мальчишками в футбол, потерял в подвале одного из домов продуктовую карточку. Наш герой, мы посчитали, мог быть ему внуком, а значит, этот персонаж был необходим. Вадим вспомнил рассказ деда, который слышал мальчишкой, и передал по телефону Нине, где нужно искать продуктовую карточку, именно это и спасло ей жизнь. В финале спектакля наш современный Вадим звонит деду, обещает отложить все дела и провести с ним целый день.

Люди выходили из театра потрясенные. А те, кто не смог лично выразить благодарность режиссеру, присылали сообщения.

“Хотела выразить свою благодарность за спектакль. У меня очень много мыслей, эмоций, воспоминаний пронеслось за это короткое время. Давно не была так впечатлена! Как хочется, чтобы в нашей жизни и в жизни наших детей больше было осмысленности, больше культуры, больше любви, понимания и сострадания. Я и не надеялась, что мой ребенок может к чему-то отнестись серьезно, но ваш спектакль показал мне, что может”, - написала одна из зрительниц.

А многим захотелось перечитать этот трогательный рассказ Булычева всего в три странички.

Ирина КАЗОРИНА, фото автора и Эльбека САЛИЕВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть