4646

Помогать не пытаются - снимают на мобильник

Про суеверия, страхи и доверие - несколько вопросов пожарному

Помогать не пытаются -  снимают на мобильник

На городские соревнования среди подразделений пожарных частей Нур-Султана мы попали случайно. Приехали, чтобы пообщаться с одним пожарным, а видим с полсотни. Им не до нас. Бегают, на время надевают обмундирование, покрышки от КамАЗа тягают, пожарный шланг разворачивают. Всего шесть этапов, которые команды (четыре пожарных и водитель из каждого районного подразделения) проходят по очереди.

Меня сразу знакомят с героем, из-за которого мы здесь.

- Ержан ЖИЛИБЕКОВ. Оперативный дежурный дежурной службы пожаротушения города Нур-Султана. 25 лет в профессии, - строго, как на официальном приеме, представляется он.

- С серьезным мужчиной мне предстоит общаться, - полушутя пытаюсь хотя бы чуть-чуть разрядить обстановку.

Он улыбается - уже хорошо, и рассказывает о том, что происходит: Ержан еще и судья соревнований.

- Мы выбираем лучшее звено газодымозащитной службы города, - объясняет он мне. - Любой пожарный через год работы и обу­чения получает допуск на работу в непригодной для дыхания среде. Мы надеваем специальные дыхательные аппараты и в них заходим в задымленную комнату. В таких условиях надо уметь ориентироваться, быстро принимать решения, чтобы не терять время на спасение людей. Сейчас ребята будут входить в дымокамеру. Внутри есть лабиринты из металлических конструкций, их нужно пройти, найти пострадавшего (манекен, причем довольно тяжелый) и вытащить его. Это обычная работа на крупном пожаре.

                                                               ***

- Меня чаще всего спрашивают: на скольких пожарах ты был? И еще: сколько человек ты спас? Я не знаю, - пожимает плечами Ержан. - Это невозможно сосчитать и запомнить всех. Да и не вижу такой необходимости. Это часть работы. Чаще всего даже не знаем, что потом стало с теми людьми, которых вытащили из огня. Бывают, конечно, случаи, когда хочется узнать. Спросишь у врачей. Жив-здоров человек - хорошо, это самое главное.

- Какие стереотипы еще есть?

- Что пожарные всегда спят. Но это не так. Рабочий день пожарного 24 часа - с 8 до 8 утра. Семь-восемь дежурств в месяц.

У нас есть распорядок дня - обу­чение, тренировки, когда нет вызовов. А спим мы в определенное время - с одиннадцати вечера до шести утра. Семь часов получается, но не круглые сутки. Еще нас часто пожарниками называют, а не пожарными. Пожарники - это те, кто горит.

- Или вот: герой-пожарный чуть ли не каждый смену вытас­кивает человека из огня, а потом возвращается и еще кошечку спасает.

- За кошками и собаками мы возвращаемся, если хозяева просят. Бывает, что и каждое дежурство на пожар выезжаем. Но вот так, чтобы всякий раз гореть в огне, кого-то спасать - нет такого. По-разному бывает. В этом вообще особенность нашей профессии - в ней нет рутины, никогда одно дежурство не похоже на другое. И случайные люди в профессии не задерживаются - если уходят, то сразу. А если остаются, то навсегда. Что лично меня держит? Наверное, романтика.

- О чем-то думаете, что-то говорите себе, когда входите в горящую комнату?

- В этот момент нет времени думать. Мы заранее выясняем, есть ли опасность для жизни, и в зависимости от обстоятельств действуем. Всегда ходим в сцепке, чтобы не потеряться в задымленной комнате. Учимся доверять партнеру. Это важно - знать, что он тебя не бросит. Мы с ребятами и в обычной жизни дружим. Жены наши друг друга знают, дети. Даже на пенсии продолжаем общаться. Во время пожара все нужно делать быстро, особенно если ты знаешь, что внутри человек. Подумать и поразмышлять можно потом.

- Вы 25 лет работаете пожарным. По вашим ощущениям, люди за это время изменились? Они реагируют по-другому? Ведут себя иначе?

- Люди разные, так было всегда. Но сейчас больше таких, кто не пытается помочь, а снимает все на мобильный, чтобы потом выложить в соцсеть. Это выводит из себя. Был такой случай - ДТП. В машине двое пострадавших. Я не знаю, может, они уже мертвые были, а может, и нет. Мы приехали на вызов, когда автомобиль уже загорелся. Почему не вытащить людей? Была же возможность! Но все снимали.

И в стрессовой ситуации люди ведут себя по-разному. Обычно, спасаясь от огня, выходят на балконы или стоят в оконных проемах. Успокаиваются, когда мы подходим. Но бывает… Бабушка стояла на балконе пятого этажа, мы уже были на месте, выдвигали автолестницу, а она прыгнула вниз, хотя могла нас дождаться. Потом думаешь: почему она это сделала? Вот тогда и рассуждаешь.

Некоторые вызовы навсегда запоминаешь. Горела квартира на четвертом этаже. Нам об этом поздно сообщили. Оказалось, что внутри восьмилетняя девочка, ее одну оставили дома. Мы девочку вытащили. Но по дороге в больницу она умерла.

- Страх должен быть у пожарного?

- Говорят, что не боятся только дураки. Но это не страх даже - настороженность. Потом, когда ты выясняешь, что тебя ждет внутри, все проходит. И ты работаешь дальше.

- Пожарные - люди суеверные?

- Суеверные. Нельзя боевку (боевая одежда пожарного. - О. А.) стирать во время дежурства. Даже если приехал с вызова и одежда мокрая, ее просто вешают на батарею. Берцы нельзя чистить. Машину мыть. Что-то новое надевать нельзя - обязательно пожар будет.

- А в жизни верите в приметы?

- Нет.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть