Его фотографическое сиятельство
Казахстанский фотомастер Валерий КОРЕНЧУК не расстается с камерой 60 лет. Он участвовал почти в тысяче международных выставок и конкурсов, провел 35 персональных экспозиций. Накануне своего 80-летия он рассказал нам, каково это - смотреть на мир через объектив.
Первый раз судьба дала Валерию подсказку, что фотография - это дело его жизни, в восьмом классе. Тогда его другу родители подарили фотоаппарат “Киев-4”. Ребята соорудили в сарае фотолабораторию, заклеили все щели, провели туда электричество и погрузились в таинство фотодела. Вторую подсказку Коренчук получил, когда уже учился в Ленинградском кораблестроительном институте, где постигал секреты проектирования и эксплуатации торпедного оружия.
- Заглянул в гости к земляку Леве БУДАНЦЕВУ, который серьезно занимался фотоделом, и от нечего делать стал листать фотожурнал из Чехословакии. Снимки меня впечатлили, я подумал: “Фотография-то отличная штука! Надо с первой же стипендии купить фотоаппарат”, - вспоминает Валерий Дмитриевич. - Правда, приобрести аппарат смог только через полгода, стоил он немало, а стипендия была небольшая. Пока копил деньги, читал литературу о фотографии. Первой моей камерой был “Зоркий-2С”. Конечно, мне не терпелось применить теорию на практике. И вот 29 апреля 1959 года мы отправились на шлюпках через Финский залив в Петергоф. На обратном пути я сделал кадр веточки вербы в закатных лучах, который через 10 лет был удостоен диплома на международном конкурсе в Югославии.
После учебы Валерий вернулся в Алматы и много лет проработал инженером-конструктором на заводе имени Кирова, который тогда был флагманом торпедостроения Советского Союза. Но с фотографией не расставался. В 1965 году друзья привели его в фотоклуб “Медео”. Виталий БИЛЬКОВ разглядел в молодом инженере талант фотографа и стал посылать его работы на различные конкурсы.
- Выставок и наград за 60 лет было немало, - продолжает фотограф. - Только в этом году принял участие в 22 выставках, завоевав 44 награды. Раньше, конечно, ценность побед на конкурсах была немного другая, чем сейчас.
О фотографии он может говорить часами. В его архиве немало интересных кадров и историй.
- В 1976 году загорелся техникум связи. Я тогда жил на улице Сатпаева, и мы с соседскими ребятами фотографировали этот пожар. Потом эти снимки пригодились в суде и помогли оправдать замдиректора, которого обвиняли в халатности. На самом деле техникум “спалили” пожарные. Они приехали без воды, и в итоге здание сгорело, - говорит Коренчук.
Есть у Валерия Дмитриевича пара снимков, которые ему особенно дороги.
- В 1965 году ломали старые дома, чтобы построить Театр имени Лермонтова. И я увидел такую картину: среди развалин стоит венский стул без сиденья, а на заднем плане трактор крушит забор. В 1972 году отправил этот снимок на выставку в ФРГ, и он был напечатан в ежегоднике “Мастерские фотографии. Как они делаются”. Туда попали только два снимка от Советского Союза - из Риги и мой венский стул. Мне даже прислали гонорар - 50 марок. В письме предлагались варианты: перевести деньги в сертификат для покупок в магазине “Березка”, получить по курсу в рублях или открыть счет в иностранном банке. Я же тогда работал на заводе имени Кирова и был допущен к секретным разработкам. Все было очень строго, поэтому я первым делом, когда пришел утром на завод, рассказал заместителю директора по режиму, что получил гонорар и хочу открыть валютный счет. Через два часа меня снова пригласили к нему. Оказывается, в 9 утра его вызвали в КГБ и задали вопрос: “А вы знаете, что ваш сотрудник получил перевод в иностранной валюте из-за рубежа? Что это за деньги?” Он сказал, что в курсе, это гонорар за фотографии. Все обошлось, но могло быть и по-другому. Этот счет у меня до сих пор действующий. Правда, через два года я поругался с директором, и он донес на меня. Помню, вызвали меня в райком партии и два часа мурыжили, требуя, чтобы я прекратил заниматься фотографией. Отказался. Пришлось уволиться с завода. С этого момента хобби стало работой.
Валерий Дмитриевич прошел курс русской филологии в КазГУ и заочно окончил факультет сценаристов Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1970-м был удостоен республиканской премии за сценарий короткометражного фильма “Попутчики”. Работал штатным фотографом во многих печатных изданиях. Его снимки находятся в фотографических музеях Франции, Индии, Пакистана, Испании, а также в общественных и частных коллекциях в 17 странах мира.
Сейчас Валерий Коренчук занимается преподавательской деятельностью - он профессор кафедры киноискусства университета “Туран”. Одно из любимых занятий - прогулки по городу с фотоаппаратом.
- Больше всего мне нравится наблюдать за людьми и снимать мгновения их повседневной жизни, - признается он. - В 1975 году мои сослуживцы по заводу попросили сделать детям выпускные альбомы. Мне показалось скучным делать обычные виньетки. Я три дня приходил в школу и снимал учеников на переменах, а потом к общей фотографии сделал вкладку, где было шесть кадров школьных будней. Некоторые родители были недовольны, потому что увидели на снимках, как их дети дергают девочек за косички или дерутся. Спустя годы меня на улице окликнула девушка, которая сказала, что я им делал выпускные альбомы. Поблагодарила за интересную виньетку и призналась, что друзья завидуют, что у них нет такой школьной фотографии.
Валерий Коренчук удостоен почетных званий Европейской фотографической ассоциации Imagesanfrontier (“Образ без границ”), четырехкратный обладатель звания Excellence Международной федерации фотографического искусства FIAP, член российского фотографического общества “Творчество”.
А на вопрос, сколько же было персональных выставок, Валерий Дмитриевич отвечает, как всегда, с юмором: “На две меньше, чем у Владимира ШУРГАЕВА (еще один ветеран фотоклуба “Медео”. - Н. П.), но я и моложе его, так что все еще впереди!”
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы