5166

Ручная работа

Во время строгого карантина возрос спрос на музыкальные инструменты, и мастера фабрики “Шертер” делали их, пока не закончилось сырье.

Ручная работа

- Сидит человек дома, заняться нечем: дай, думает, поиграю или возьму уроки игры онлайн. Тут-то и нужны стали наши инструменты, - рассказывает директор фабрики по изготовлению национальных музыкальных инструментов Бахытжан ДИЛЬМАНОВ. - Больше всего, конечно, заказывали дом­бру, причем интересуются нашим инструментом и иностранцы. Звонит мне как-то один товарищ из Геленджика, зовут Андрей, и говорит: “Я в YouTube видел - одна палка, две струны, а какой чудесный звук! Очень хочу научиться на ней играть.” И ведь научился - играл мне потом по телефону кюй “Балбырауын”!

Бахытжан ДИЛЬМАНОВ гордится своими кол-кобызами...

Посылали из “Шертера” свои инструменты и в Америку, и в Китай, а один композитор из Казани заказывал для татарского ансамб­ля уникальные кобыз, жетыген, адырну, альт-домбру, прима-дом­бру, асатаяк. Больше 50 наименований тюркских и казахских музыкальных инструментов делают наши мастера - возрождают и такие, которые очень редко используются в наши дни: древний шаманский ударный змееголовый и солнцеголовый асатаяк, тай-туяк из копыт животных, древний кукольно-музыкальный инструмент ортеке, дабыл, похожий на литавру.

Уникальные адырна.

- Вот эти кол-кобызы вообще не изменились с IV-V веков, и смотрятся они у нас, как старинные, - с гордостью демонстрирует инструменты Бахытжан. - Мы вырубаем их из цельного куска дерева, потом добавляем лучшую аральскую верблюжью кожу, натягиваем натуральный волос коня, которому не менее пяти лет от роду, и украшаем костяным национальным орнаментом. Но главное, конечно, - звучание. Если слышим не то, то волос и кожу снимаем, по-новой строгаем и поправляем.

Тай туяк.

- Отец следит за всем, а я слежу за звуком, - застенчиво улыбается паренек в простой футболке и коротких шортах, сидящий в углу небольшой комнатки-мастерской. Вокруг него огромное количество инструментов, звучание которых он сейчас и проверяет. Без концертного костюма в нем сразу и не узнаешь солиста прославленного этноансамбля “Туран” Ержигита АЛИЕВА.

Ержигит АЛИЕВ демонстрирует шаманский сылдырмак.

- Теперь из-за карантина я постоянно здесь, а раньше приезжал помогать, когда был свободен от выступлений и репетиций, - объясняет известный музыкант. - График “Турана” до пандемии был расписан на два года вперед. Теперь мы уже потеряли и выступления в Нур-Султане, и большие фестивали в Америке, Лос-Анджелесе, еще в Испании и свыше 10 сольных концертов в Турции. Так что провожу свое время за любимыми инструментами, за любимым делом.

Как выяснилось, Ержигит не единственная местная звезда, ведь каждый работник в этом цехе индивидуален и уникален. Этим мастерам заказывают инструменты Государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы, фольклорно-этнографический ансамбль “Сазген сазы”, группы “Туран”, “Аркайым”, Академия искусств имени Жургенова, Республиканский эстрадно-цирковой колледж, многие известные музыканты и исполнители. А с музеем народных музыкальных инструментов имени Ыхласа у “Шертера” особые отношения.

- Мы реставрируем выставленные в прославленном музее инструменты, по спецзаказу изготавливаем для них копии для казахстанских и зарубежных выставок. Например, копия первой домбры Курмангазы и инструмент его ученицы, известного музыканта и композитора Дины НУРПЕИСОВОЙ, - наша работа. Причем мы сделали абсолютно точную, до мельчайшей царапинки, копию, и при этом играющую. Не различить! - поделился достижениями старший мастер Нарбек ОХАНОВ.

- А еще один наш мастер, Асема ИМАНГАЛИЕВА, мало того что является единственной в Казахстане женщиной, которая делает национальные музыкальные инструменты, так еще и изготовила в прошлом году самую лучшую в стране домбру. Она выиграла Гран-при республиканского конкурса мастеров “Џкілі домбыра” в Атырау, в котором ее соперниками были 29 мужчин, - похвастался Дильманов.

Асема ИМАНГАЛИЕВА работает над новым шедевром.

Именно о таких достижениях мечтал его старший брат Сапарбек ДИЛЬМАНОВ, который после развала СССР на балконе собственной алматинской квартиры возродил производство национальных инструментов, а в 2003 году погиб в автокатастрофе недалеко от родного поселка в Кзылординской области.

- Наш отец Али ДИЛЬМАНОВ делал юрты, бесики, сундуки - был знатным мастером и при этом очень строгим человеком, прошедшим войну. Он запрещал матери учить сыновей играть на дом­бре, и она делала это втихаря, когда его не было дома. “Нечего зря время тратить на эту музыку, нужно уметь делать что-то своими руками, какие-то нужные вещи мастерить, тогда во все времена будете востребованными”, - учил нас отец. Вышло так, как хотели оба: мы и руками мастерим, и музыка всегда с нами! - радуется Бахытжан.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть