5301

Куколка, спляши!

Заглянуть за кулисы, узнать театральные тайны и увидеть, как создаются куклы, смогли участники праздника “Куклы-шоу”, который устроили артисты государственного театра кукол.

Куколка, спляши!

В фойе зрителей встречали герои постановок, которые шли или идут в театре. Их можно было потрогать, подергать за рычаги и трости, а также посмотреть момент рождения нового персонажа. Мастера-кукольники на глазах восторженных зрителей лепили, шили, сверлили, в общем, создавали кукол.

- В этом году театр отмечает 85 лет со дня основания. На казахстанском театральном пространстве он является одним из старейших театров кукол, - отмечает директор Талгат ЕСЕНАЛИЕВ. - В год мы ставим пять-шесть новых спектаклей на казахском и русском языках. Постоянно участвуем в фестивалях и конкурсах. В этот раз повезем в Турцию и Татарстан новый спектакль “Аистенок и Пугало”, о дружбе, благородстве и преданности, который поставил для нас российский режиссер Давид БУРМАН. Второй год у нас в репертуаре идут постановки для взрослых.

Театр славится не только своими спектаклями, но и творческим коллективом. Здесь трудятся 11 семейных пар! На его подмостках выросло несколько поколений талантливых актеров, мастеров-кукольников, режиссеров, художников, многие из которых десятки лет преданы кукольному искусству.

Кулжамиля ИЛЬЯСОВА работает в театре 45 лет. Хотя изначально не мечтала о такой стезе.

Кулжамиля ИЛЬЯСОВА

- Я хотела быть певицей, - признается она. - В 1975 году приехала в Алматы из Кокшетауской области на конкурс “Алло, мы ищем таланты”, но не прошла. Неожиданно режиссер кукольного театра предложила прийти к ним на прослушивание. Поскольку город я не знала, заблудилась и вместо 11.00 приехала аж в три часа дня. Иду и не знаю, что делать, и, на мое счастье, встретила главного режиссера Павла ПОТОРОКА. Он мне сказал, чтобы я не расстраивалась. Для меня одной собрали худсовет, прослушали и приняли. На следующий день сообщили, что я еду на гастроли в Актюбинскую область. Но я решила сначала поехать домой, все дела уладить. Через две недели вернулась в Алматы и пришла в театр. В этот раз режиссер сказал, что не примет меня, потому что я уже один раз подвела его. Стою я и чуть не плачу. И тут снова мне повезло. Видимо, судьбе было угодно, чтобы я работала здесь. 

Наш разговор услышала исполняющая обязанности директора и сказала, что они дадут мне еще один шанс. Вот так я стала артисткой кукольного театра и за 45 лет больше ни разу не подвела. Я работаю со всеми видами кукол. Один из моих любимых спектаклей - “Қанбақ шал”, который раньше я играла одна. Там пять персонажей, но я управлялась. С ним я ездила на фестиваль в Иран. Жюри было в шоке, когда узнало, что я одна исполняю пять ролей. Мало двигать куклы, нужно же еще разными голосами говорить! В итоге нас оставили еще на две недели, чтобы мы показали этот спектакль детям. У каждой куклы свой характер. Когда говорят, что кукла - просто игрушка, для меня это как ножом по сердцу.

- Курьезные моменты случаются во время выступлений?

- Конечно. Бывает, кукла сломается, и приходится на ходу выкручиваться. У нас в театре работают замечательные мастера-кукольники, которые чинят наших артистов. На гастролях сложнее. Однажды в Актобе во время выступления у куклы в образе Майкла Джексона оторвалась рука. Полный зал детей. Моя напарница быстро схватила руку и давай работать. В итоге Майкл в одну сторону, рука в другую. Насмеялись и мы, и зрители.

Перед детьми выступать сложнее всего. Их не обманешь. Они сразу чувствуют фальшь. Каждый выход волнуюсь, потому что нужно сыграть так, чтобы дети поверили тебе. Это непросто.

Заглянули мы и за кулисы. Актеры театра используют верховые куклы, управляемые рукой артиста, тростевые, управля­емые механизмами, а также планшетные, управляемые кукловодом. В наше время актеры должны уметь не только обращаться с кук­лами, но и сами танцевать, петь и даже садиться на шпагат.

- Кукольный театр - это особый мир, - считает Мейрхан БАТЫРХАНОВ. - Я первый год работаю здесь, но в полном восторге. С детства хотел быть актером, но потом увидел кастинг в Алматинский театр кукол и решил попробовать. Меня выбрали, и я не жалею, что остался.

Позволили нам побывать и в самом сокровенном месте - в цехе по изготовлению кукол. Там кипела работа по созданию персонажей нового спектакля о казахском композиторе Шамши КАЛДАЯКОВЕ. Художник по куклам Болат АМАНКУЛ удивился незваным гостям, но разрешил понаблюдать за его работой.

- Каждая кукла интересна по-своему, - говорит он. - Самая сложная - это марионетка. Суставы у такой куклы подвижные, по­этому она может ходить и танцевать почти как настоящая. Проста в изготовлении планшетная, к голове и рукам которой крепятся рукоятки, с помощью них актер и управляет куклой.

- Никогда не думал, что буду работать в театре кукол. По образованию я художник, трудился на заводе художником-оформителем, но потом попал под сокращение. Долго искал работу и однажды увидел объявление, что детскому театру “Зазеркалье” требуется художник. Хоть опыта у меня не было, но меня взяли, и постепенно я научился работать с куклами. Через два года пришел в государственный театр и здесь уже седьмой год создаю сказочных персонажей. Самая большая ростовая кукла, которую мы сделали, около двух метров, а самая маленькая, Дюймовочка, высотой 15-20 сантиметров. Кроме художественного таланта в нашей работе нужно и техническое мышление. Например, в спектакле “Медея” режиссер сам придумал образы кукол и сказал, что они должны уметь плавать. Я долго ломал голову, как это сделать, но в конечном итоге придумал, - рассказывает Болат.

- Можешь Петрушке помочь? - прервал наш разговор кто-то из сотрудников. - Сейчас выступать, а у него колпак падает.

Мастер быстро взялся за работу, и мы потихоньку вышли из цеха. А на сцене уже начался спектакль. Зрители восторженно наблюдали за танцем Майкла Джексона, плясками трех поросят, цыганского табора и украинских хлопцев.

После показа всех ждали вкус­ные угощения и веселые развлечения.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее