17026

Кто тут самый пострадавший?

Семья акима сельского Кызылагашского округа Айдара САМИХОВА получила в собственность жилье как пострадавшая от наводнения. При этом его односельчане, реально пережившие трагедию, до сих пор не имеют не только прав на восстановленные дома, но даже прописки.

Кто тут самый пострадавший?
Дом акима Айдара САМИХОВА вызывает повышенный интерес у односельчан.

Почти десять лет назад, в марте 2010 года, в результате прорыва Кызылагашской плотины в поселке было полностью смыто водой 146 домов, 251 - разрушен и 42 - повреждены. Тогда погибло более 40 человек. Кызылагашу помогала вся страна. Все жилье было восстановлено или заново отстроено. Более того, спонсоры построили 12 “лишних” домов и подарили их тем, кто до наводнения жил в поселке, но не имел собственного жилья.

Сейчас из-за одного из них и разгорелся скандал. Как говорят сельчане, среди равных одна семья оказалась равнее других. Семья Айдара Самихова, местного акима, завладела одним из домов, тогда как простым смертным в приватизации жилья отказывают.

Люди недовольны даже не тем, что одним можно, а другим нельзя, а тем, что дом был приватизирован как пострадавшими от наводнения, хотя в 2010 году ни нынешний аким, ни члены его семьи вообще не проживали в Кызылагаше.

Многодетная мать Акмарал КАБИМОЛДИЕВА до сих пор вспоминает с ужасом о трагедии десятилетней давности.

- Я собрала всех детей, выбежала на улицу и не знала, что делать... Вода уже была в поселке, - рассказывает свою историю спасения Кабимолдиева. - На наше счастье соседи нас увидели. Они уже отъезжали от своего дома. Потом остановились. Давай кричать, махать руками, чтобы мы бежали к машине. Мы запрыгивали уже на ходу. А едва отъехали, как нашу улицу накрыло волной. Тогда моему Улану было всего 16 дней.

После восстановления поселка Акмарал с детьми заселилась в новый дом. Родила еще детишек. Теперь у нее их восемь. Да вот одно обстоятельство не дает ей покоя.

- Прошло столько времени, а у нас до сих пор нет документов на жилье. Куда только ни ходила, вез­де футболят. Говорят: живите, вас же никто не выселяет. Да, не выселяют, но у нас даже прописки нет, - сетует женщина.

Примерно в такой же ситуации находится и повар школьной столовой Багдат ДУАНБЕКОВА. Она тоже многодетная мать. И ей тоже не позволяют узаконить жилье. До наводнения она жила у родственников. Спаслись, потому что послушали соседей.

- К нам прибежали и сказали: все бросайте и бегите, вода вот-вот прорвет плотину. Это было в восьмом часу вечера. Родственники быстро отправили за нами машину, - вспоминает события той ночи Багдат-апай. - Пока шли восстановительные работы, жили в общежитии в Талдыкоргане. Вернулись уже летом, когда нам выдали ключи от долгожданных домов.

Женщина заселилась в дом по улице Асар, 21. Кроме договора с отделом жилищно-коммунального хозяйства Аксуского района, у нее никаких документов на недвижимость нет.

Мать четверых детей Шынар БАЙДОСОВА и многодетная мать Манат КАЛИЕВА тоже не имеют документов на дома. Но при этом случайно выяснилось, что у акима Кызылагашского сельского округа Айдара Самихова с этим нет проб­лем.

Молодой человек перевелся сюда из управления государственных доходов по Аксускому району в июне 2011 года. Стал работать в акимате Кызылагашского сельского округа главным специалистом. После ухода предыдущего акима Сауле АМИТОВОЙ пересел в ее кресло.

Работал вроде нормально. Односельчане серьезных претензий к нему никогда не имели, пока кто-то не обнаружил в судебном кабинете решение суда от 27 сентября 2017 года...

Чуть больше двух лет назад Самиховы судились с акиматом Аксуского района. Предметом иска был дом в Кызылагаше по улице Жайсан, 6. 70-летняя бабушка акима Разиха САМИХОВА поведала судье трагическую историю своих страданий от наводнения. По словам апашки, которые содержатся в решении суда, она живет по указанному адресу с января 2010 года. А спустя два месяца якобы, как и все жители Кызылагаша, оказалась жертвой наводнения и лишилась дома. Потом добрые люди восстановили ее жилье, и она туда снова заселилась.

Житель Кызылагаша Жомарт КЫДЫКЕНОВ своими показаниями подтвердил версию бабушки, заявив на суде, что с января 2010 года бок о бок душа в душу соседствует с Самиховыми.

Присутствовавший на судебном заседании юрист акимата Аксуского района КОЖАБЕРГЕНОВ не возразил против передачи ничьей собственности семье сельского акима, так как, по его словам, вышеназванный дом не является государственной собственностью и в коммунальную собственность еще не перешел.

В общем, после таких показаний судье ЖАКСЫБАЕВУ ничего не оставалось, кроме как применить пункт 1 статьи 240 Гражданского кодекса и передать ничью недвижимость по адресу: Жайсан, 6, Разихе Самиховой. В материалах она фигурирует как “человек добросовестно, открыто и непрерывно владеющий, как своим собственным, недвижимым имуществом в течение семи лет”.

Между тем экс-аким Кызыл­агашского сельского округа Сауле Амитова уверяет, что Самиховы никак не могли быть пострадавшими от наводнения. По ее словам, до трагедии в доме жила учительница местной школы. После наводнения она выбрала дом в другом месте. И тогда акимат заселил туда бухгалтера, а потом он перешел ветврачу. То есть этот дом всегда был служебным жильем для специалистов, в которых нуждалось село.

- Айдар Самихов со своей семьей переехал в село через год после трагедии, - заявила Сауле Амитова. - О том, что они оформили на дом право собственности, я узнала только от вас.

Аким, несмотря на решение суда, находящееся в открытом доступе, не сознается в безвозмездной приватизации жилья своей семьей.

- Дом находится в коммунальной собственности. Мы просто в нем живем, - стоит на своем Айдар Самихов.

Памятник жертвам кызылагашской трагедии.

В Кызылагашский сельский округ Аксуского района Алматинской области входят три села. Здесь проживают 3019 человек, из которых добрая треть (1312 жителей) - оралманы. А еще в округе 55 многодетных матерей, награжденных медалью “Алтын алқа”, и 48 удостоенных подвески “Күміс алқа”. Но самой настрадавшейся и нуждающейся оказалась всего одна семья - семья акима. Услышит ли этот скандал слышащее государство, мы не знаем, но односельчане только его и обсуждают.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть