Матвей РЫБАЛКИН, юный изобретатель: Я отдыхаю, когда заставляю компьютеры работать лучше
У 14-летнего паренька уже есть готовое решение проблемы, которое можно предложить рынку. Причем это высокотехнологичный продукт, отмеченный в Сколково - российской Кремниевой долине - и на отечественном форуме молодых изобретателей. Вот только завоевывать рынок пока некогда: юного робототехника и инженера сильно отвлекает учеба в школе…
В ноябре Матвей все же прогулял школу из-за страсти к изобретательству. Его приглашали в столицу на встречу Нурсултана Назарбаева с одаренной молодежью республики.
Во внеурочное время юный изобретатель еще и ведет кружок в одном из домов школьников Алматы - учит ребят собирать роботов.
- Сначала было интересно попробовать себя в роли педагога, а теперь жалко отдавать ребят, которых обучил азам робототехники, в чужие руки, - говорит Матвей.
Ему, конечно, повезло с мамой. Она у него математик, программист, поэтому очень рано заметила, что сын любит во всем находить логику, совпадения, некую систему, что для него символы образуют особый мир. Так, буквы ребенок выучил в полтора года, с помощью кубиков складывал и называл слоги. Занятие логикой, решение задач на сообразительность были не просто семейной развивающей программой, а любимым времяпрепровождением.
- Не могу сказать, что я от природы такой умный, - морщит лоб Матвей, - всегда был обычным ребенком. Вот электроника с детства нравилась, разбирал то, что можно и нельзя.
Он хитро смотрит на маму, и они вместе вспоминают давнюю историю, как перед поступлением в первый класс ему ужасно захотелось что-то переделать в машинке, работающей от пульта управления, но родители не позволяли пользоваться паяльником: ребенок-то совсем маленький, это небезопасно. Пришлось всю операцию провернуть тайком. В итоге доказал, что может работать аккуратно, ну а в том, что машина после такого апгрейда будет работать еще лучше, никто даже не сомневался.
Конечно, болел конструкторами всех мастей, а главной мечтой было построить настоящего робота. В отличие от поколения, смотревшего фильм “Приключения Электроника”, Матвей хорошо понимал, что робот - это не машина, замаскированная под человека, а механизм, главная задача которого - делать ту работу, с которой человек не справляется. Но для начала хотелось создать настоящего монстра из подручных деталей, который мог бы ездить и совершать простые движения.
- И я его все-таки собрал! - гордится парень. - Но обычные конструкторы - хрупкая вещь, тем более что трансформер у меня получился очень большой, даже гигантский, и когда он поехал, то попросту развалился. Вот тогда я понял, что надо искать другой уровень конструкторов: не игрушки, а то, что можно паять, задавать программы.
Четыре года назад талантливый мальчуган с маминой помощью оказался в школе робототехники, где встретил настоящих учителей. Два года занимался как ученик, затем ему предложили самому вести группу начинающих. Это новички гоняют роботов по поверхности или заставляют вступать в бой, занимаются робоспортом, а Матвей перешел в более серьезную лигу: на основе робототехники создает собственные проекты. Причем мама теперь даже не всегда понимает, о чем идет речь, и поддержать сына может разве что на стадии концепции, идеи проекта.
Конечно, жизнь Матвея состоит не только из проводов и программ, он же обычный четырнадцатилетний подросток. Два года занимался музыкой, а потом бросил - показалось слишком нерационально тратить столько времени на то, чтобы выучить обязательную программу. Но учился в музыкалке на отлично. Так же и в карате дошел до желтого пояса, получал призовые места. Но душа лежит лишь к миру техники.
Поиграть с папой в танки или собрать компьютер для мамы, чтобы летал, - вот это лучший вид досуга.
- Для него вообще очень важно быть лучшим, - рассказывает Ольга Александровна. - Второе место для сына - настоящий кошмар, он будет терзаться, переживать, искать причину, почему так получилось. Так что его не надо подстегивать и мотивировать. Но у нас вся семья такая. Мы с мужем тоже спортсмены и всегда старались быть лучшими, показывать в любом деле отличный результат.
Три последних года Матвей участвует в международном научно-техническом системно-инженерном конкурсе-акселераторе “НТСИ-SkАРТ”. Это состязание собирает талантливую молодежь из разных стран в Сколково. Там прошлой зимой Матвей и продемонстрировал свое самое удивительное изобретение - оборудование, превращающее обычный органический мусор в энзим, катализатор с огромным спектром применения. Это и удобрение, и косметическое омолаживающее средство, и усилитель стирального порошка, и препарат, устраняющий запахи.
- Мы живем в частном доме и давно разделяем отходы, а органику перерабатываем в компост. Но потом решили этот процесс ускорить и получать вместо перегноя энзим. В домашней версии все очень просто: бочка заполняется органическими отходами и закупоривается на три месяца, если не вдаваться в технологические детали. В результате получаем жидкость, которая является катализатором и уникальным веществом, - вспоминает Матвей историю своего изобретения. - Мы сами удивились, когда узнали, сколько способов применения у того, что производится из обычного мусора! Например, стиральный порошок тратится на одну треть меньше и не оставляет запаха, если его действие усилить нашим энзимом. Сейчас у нас дома все свободное пространство занято этими бочками и огромное количество заказов на энзим. Мой проект предполагает и домашнюю, и промышленную установку.
Производство энзимов из отходов оказалось звездной идеей. Кроме второго места в Сколково проект принес победу на республиканском конкурсе проектов, а учитывая, что и в робоспорте Матвей в Казахстане стал чемпионом этого года, становится понятно, почему парень попал в числе самой одаренной молодежи страны на встречу с Елбасы.
Изобретатель не купается в славе, а погружен в следующий проект.
Этим летом Ольга Александровна с Матвеем отправились в интернат для слабовидящих детей с вполне конкретной целью: узнать, прикинуть, как современные технологии могут помочь этим людям. Уверяют, что ничего подобного пока нет и будущий проект существенно облегчит жизнь в городе инвалидам по зрению.
- Обычно на разработку идеи уходит примерно год, - поясняет юный изобретатель. - Столько времени требуется, чтобы задумка стала готовым продуктом и было понятно, как и где это можно использовать, как внедрять.
- Матвей, почему к вам не стоит очередь инвесторов?
- Наверное, из-за моего возраста. Меня не воспринимают как автора серьезной бизнес-идеи. Да, честно говоря, я и не хочу кому-то уступать права на производство того же энзима. Хочу сам производить, быть генеральным директором предприятия, для которого уже придумал и название, и сайт. Вот только школа очень отвлекает от всего этого. Мне даже некогда использовать приз - право отдохнуть в “Артеке” во время так называемой инженерной смены.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы